Продолжаем анализировать детские книги и литературные произведения, забытые и новые….
Немногие наши современники вспомнят имя этой писательницы. Она не стоит в нашем представлении о детской литературе в одном ряду с Чуковским, Маршаком, Толстым… Однако на ее книгах в свое время выросло целое поколение!
Ее литература с точки зрения художественной ценности не идеальна: однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерная сентиментальность… Но как близка она своими переживаниями детско-подростковому сознанию! Как она умеет сродниться с ранимой детской душой, особенно в период переживаний, и стать близким другом, доверительным и чутким!..
Об авторе:
Художественное оформление обложки книги действительно очень сентиментально: можно подумать, что под ней – женский сентиментальный любовный роман. Других иллюстраций в книге нет. Обложка же, как одежда на человеке: по ней встречают и она влияет на восприятие образа человека. К сожалению, данная обложка, скорее, упрощает и дискредитирует ценность содержимого. Хотелось бы более стильного оформления для сентиментальной, но довольно красивой детско-подростковой литературы. Кроме того, книжка очень толстая, но при этом склеенная, что очень неудобно: при чтении, приходится её буквально раздирать, боясь, что вот-вот она разорвется.
Начнем с ложки дегтя. На мой филологический взгляд произведениям Чарской действительно не хватает глубины образов, а также многогранности проблематики. Ее герои довольно «плоские» и контрастные: или плохой, или хороший… Основные идеи повестей – ценность дружбы и верности, любви к родине и традициям, ранимость и одновременно сила детской души, самоценность переживаний. Переживания, эмоции героини – в центре внимания. Что бы ни происходило. Немного сентиментальности, слез, обмороков, переживаний, вокруг которых крутится мир – это неплохо. Главное – не переборщить! Ведь все знают, что много сладкого – это вредно…А госпожа Чарская все же перегибает немного палку. Поэтому несколько подряд книг Лидии Алексеевны, наверное, ребенку читать не стоит…
С другой стороны, девочки (да и мальчики, возможно) найдут в повестях то, что созвучно их настрою в период перехода от детства к подростковому возрасту. А это может возыметь благотворное психологическое влияние на ребенка: ведь его понимают!
Современные девочки порой забывают, что такое женственность, настоящие достоинство и самоуважение. Не смотря на то, что героиня книги – княжна Джаваха – довольно бойкая девочка, сорванец, она все-таки при этом настоящая княжна, гордая, открытая, смелая, чувствительная и учтивая. К тому же в книге неоднозначно поднимаются вопросы сосуществования разных национальностей, их традиций, что в наше время очень актуально. А также – тема взаимоотношений родителей и детей. Девочка осуждает деда за многолетнее неприятие ее мамы после брака с русским… Но при этом все равно уважает его, как и положено младшему поколению уважат старших. Она очень любит отца и тонко чувствует, когда необходимо слушаться родителя, а когда – свое сердце.
А еще затронута проблема воспитания мальчиков и девочек. Прошло столько времени, а сейчас эти вопросы совсем не потеряли актуальности. Правда, немного трансформировались в современном мире. Но это нюансы…
КУХОННЫЙ КОРОЛЬ
Я король. Моя корона —
Поварской колпак.
Трон... Вот разве только трона
Не нашёл никак.
Мне подвластны вилки, ложки,
Целый полк ножей;
Сковородки, тёрки, плошки
В гвардии моей.
И кастрюли, и чумички,
Даже самовар —
Все свои имеют клички:
Как у важных бар.
Я их чищу, я их мою
Мылом и золой.
Но один грешок, не скрою,
Водится за мной.
Я не прочь и полениться
Летнею порой.
Поиграть и порезвиться
С шумной детворой.
И тогда кастрюльки, плошки,
Титул короля,
Сковородки, вилки, ложки —
Забываю я!
Другие книги Лидии Чарской
24.03.2020
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.