Портал для сознательных родителей

Bambini рекомендует

Шалва Амонашвили: Великое педагогическое вдохновение

Личное впечатление

В одном из номеров журнала «Bambini» мы писали о методике воспитания Шалвы Амонашвили. Вскоре после этого в Гродно и в Минске состоялись семинары для родителей и для педагогов, которые вели Шалва Амонашвили и его сын Паата Амонашвили…
Их семинары – это погружение в параллельную вселенную, в духовное измерение, из которого становится видна вся поднаготная нашего мира, вся высочайшая суть звания Родитель, Педагог, Ребенок. Перед самим собой становится стыдно за недостаточное внимание к воспитанию Человека в угоду поспеванию за школьной программой, в угоду чужому мнению, в угоду кем-то придуманным порядкам. Стыдно за внимание к бытовым мелочам и невнимание к главному. За то, что мы в будничной круговерти забываем, что мерилом любых поступков и слов наших должны быть любовь и уважение, а целью жизни нашей – духовное развитие и раскрытие «божьей искры» (ведь она есть в каждом!)в себе и в наших детях…
Простые до «дальше некуда» слова Великого учителя пробуривались до таких глубоких слоев внутреннего «я», что,казалось, вот-вот из этой скважины потечет вода, то есть польются какие-то непонятные слезы…
Если Вы успели подумать, что это я такая сентиментальная и ранимая и поэтому так впечатлилась, то спешу вас разуверить. Мне пришлось наблюдать в зале людей, случайно попавших на семинар, никогда не слышавших ранее об Амонашвили и о гуманной педагогике. После первых 30 минут они меняли свои ироничные замечания на вдумчивые и робкие фразы сомнения, а к концу семинара они неминуемо вдохновлялись гуманной педагогикой и проникались решимостью по-другому смотреть на своего ребенка.
Мы постараемся это вдохновение понемногу передавать вам, дорогие читатели, и почаще печатать «что-то из Амонашвили», чтобы не давать нам с вами забывать о главном предназначении Родителя и Педагога…

На этот раз – отрывки из книги «Основы гуманной педагогики. Книга 1.».

Улыбка моя, где ты? (Мысли в учительской)...

…«Улыбайтесь собственному Я! Улыбайтесь каждому! Улыбайтесь детям! Улыбайтесь Пославшему вас» – скажу я.
Но кто-то возразит мне: «А если не хочется мне улыбаться, нет настроения, все же улыбаться?»
Другой добавит: «Глупо сохранять на роже постоянную улыбку!»
Третий оборвет меня: «Имеет же человек характер, в который не вписывается улыбка!»
Найдется и четвертый, который поставит условие: «Будет хорошая жизнь – буду улыбаться!»
Так скажут те, кто не знает, что улыбка есть дар духа; она идет от сердца, а все улыбки, которые не от сердца, те от лукавого. Они не знают еще и о том, что улыбка от сердца преобразует жизнь, делает ее красивой. Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь.
Однако пусть не улыбается тот, кто не хочет улыбаться, кто обижен на жизнь, у кого характер такой – без улыбки, для кого улыбка – неестественная гримаса на лице.
Только нужно попросить их: не выбирайте, пожалуйста, педагогическую профессию, дети не любят учителей и воспитателей, которые не умеют и не хотят им улыбаться искренне. Педагог, лишенный улыбки, может только навредить свои воспитанникам…

Почему не прожить нам жизнь героями духа...

…Пришли в школу два молодых учителя.
Один сказал своим ученикам:
– Пойдем в горы, будем познавать через трудности.
Сказал другой своим ученикам:
–Умный в гору не пойдет, будем познавать от легкого.
Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, все более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.
Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них легкость и удобство. И так десять лет.
Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.
Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трехмерным.
Первые научились летать. Вторые научились копать.
Первые научились видеть все вокруг. Вторые научились видеть лишь перед носом.
Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую – вторые?
Сказано: творите героев. Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть герой Духа…


Без Сердца что поймем?..

… Коллега, а Вы тоже держите Сердце открытым и Небу и Земле?
Неужели скажете, что Вам уже поздно перерождать Сердце свое?
Тогда вот что я Вам расскажу.
Создал Творец людей, дал им слова для общения и мышления, поселил в плодородной долине у подножья гор, одарил каждого долголетием и стал наблюдать: как устремятся они к совершенствованию
Шло время, но люди не развивались.
Ноги их не шли дальше окрестностей своего села и не поднимались а Горы. Глаза их не взирали на Небо и не заглядывали в Сердце.
Так они и постарели.
Решил творец выяснить: в чем дело?
Стал Он человеком и пришел к ним как путник.
Перед заходом Солнца собрались люди на площади поговорить с путником.
Рассказал он, какая жизнь за горизонтом, и предложил им:
– Хотите, поведу вас туда, и вы посмотрите, как там живут люди?
– Эх, – ответили они грустно, – поздно уже, мы постарели…
– Тогда пойдемте со мной в Горы, взглянем на мир с вершины!
– Эх, – вздохнули они, – поздно уже, у нас нет сил…
– Взгляните на небо, – сказал им путник, – и я расскажу вам о жизни в Царствии Небесном!
И опять ответили они:
– Уже поздно, наш разум не поймет твой рассказ…
Путник опечалился. Захотелразвеселить людей.
– Давайте споем песню! – сказал он и собрался первым запеть, но люди заметили, что Солнце зашло.
– Поздно уже, – сказали они, – пора спать…– И разбрелись по своим хижинам.
Путник закричал им вдогонку:
– Люди, когда жизнь беспредельна и непрерывна, не будет поздно ни для какого достижения!
Но они не обернулись на зов. Тогда сказал про себя Творец:
– Отниму-ка я у людей все слова ограничения: «поздно», «нельзя», «невозможно», «далеко», «высоко», «трудно», «не поймем», и вселю в их Сердца радость беспредельности. Может быть, постигнут они Закон Мой: ничего никогда не поздно, ибо нет конца, а только начало!
Он так и сделал и дождался утра.
Как изменятся люди и пойдут ли они с Ним в Горы?
Коллега, спешите открыть Сердце и Небу, и Земле!

* * *

…Дорогой Коллега!
Мой глас о спасении Сердца исходит из глубины чувствознания и ужасов очевидного.
Все, что создано, создается и будет создаваться человеком и человечеством без водительства сердца, навредит людям, погубит их и всех нас.
Все, что создано, создается и будет создаваться человеком и человечеством под водительством Сердца, будет на пользу людям, спасет их, останется с нами вечно.
Ибо только Сердце знает Весы Небесные.
Образование без водительства Учительского Сердца есть смута и гибель для человечества.
Образование под водительством Учительского Сердца есть благо и восхождение человечества.
Надо воспитывать Сердце и облагораживать в нем чувства, энергия которых неизмерима.
Воспитанное Сердце примет всю нравственность, ибо опора для нее – духовность, раскрывшаяся в Сердце.
Нет воспитания вне Сердца.
Нет ничего – ни любви к ближнему, ни патриотизма, ни терпимости, ни сострадания, ни уважения, ни свободы, ни справедливости, ни долга, ни веры, ни гармонии… Без твердыни Сердца и Духа все будет строиться на песке.
Без понятия Сердца говорить о воспитании общечеловеческих ценностей – невежество.
Позволю себе напомнить Вам, дорогой Коллега, Мудрость Великого Ученого: «Знания в руках необлагороженного человека то же самое, что и сабля в руках сумасшедшего».
Надо прекратить склонять прекрасное поколение молодых к такому сумасшествию.
Образованию недостает Сердца.
Кто его восполнит?
Кто же еще?
Нужен Союз Учительских Сердец.

Спешите, дети, будем учиться летать!..

У вас родился ребенок?
Поздравляем вас!
Весь мир, весь Космос поздравляет вас!
В нашей земной жизни, в жизни Вселенной произошло еще одно чудесное событие: пришел новый Путник Вечности.
Скажет мудрец: «Блаженна мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: «Ты все можешь»».
А другой мыслитель предупредит вас:
«Ваши дети – не дети вам…
Они приходят благодаря вам, но не от вас.
Вы можете дать им вашу любовь, но не навязывать ваши мысли.
Ибо у них есть свои мысли…
Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя.
Ибо жизнь не может идти вспять и задерживаться на вчерашнем дне.
Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит цель на пути Бесконечности и наделяет вас своей силой, чтобы его стрелы летели быстро и далеко.
Пусть стрела несет вам радость».

ХХХ

Спешите, дети, будем учиться летать!
Мы пришли к мудрецу набраться уму-разуму.
Мы спросили его: «Можно запрещать детям?»
Сказал нам мудрец: «Тогда они не научатся летать».
Мы спросили: «А если они навредят?
Сказал мудрец: «Даже вредное не запрещать».
Мы удивились: «Как же тогда быть? »
Сказал он нам: «Отведите взор ребенка от вредного или предупредите о нем».
Мы спросили: «А если он над пропастью и не хочет принять совет?»
Ответил мудрец: «Строго берите за руку и уведите от пропасти. Это будет исполнение долга».
Сказали мы: «Он заплачет».
Ответил он: «Заплачьте вместе с ним. Слезы обеспечивают взаимопроникновение».

Истина школы...

Жила-была Истина Школы.
Чистая, полная, Богом сотворенная. Она обслуживала школы всех планет Вселенной и всюду несла Божью Мудрость.
«Помогу землянам», – сказала она и спустилась на планету Земля.
Прилетела к директору первой земной школы, с надеждой, что ей порадуются.
– У меня мало времени, – предупредил директор, – скажите коротко, что вам надо?
Он был погружен в бумаги и не взглянул на Истину, ее обаяние не задело его.
– Я – Истина Школы, примите меня…
Но директор грубо оборавл ее.
– Какая еще Истина У нас тут своя истина! – загремел он и, не поднимая головы, указал Истине на дверь.
Огорчилась Истина. НЕ ожидала такого.
Полетела она к директору второй земной школы.
Тот мельком взглянул на нее, ибо остановить свой взор на ней не смог.
– Что вам нужно? – спросил он подозрительно.
– Я – Истина Школы, примите меня! – попросила она умоляюще, – Я могу…
– Истина Школы?! Впервые слышу о такой профессии… Какое у вас образование? Какой опыт? Хулиганов держать в руках умеете?
– Но я же Истина, во мне опыт миллионов лет… берите мою мудрость…
– Знаю вашу мудрость, – перебил директор раздраженно, – любить детей, ведь так?
Истина кивнула головой:
– Так, но…
– Быть к ним справедливыми, не так ли?
– Так, но…
– Какое еще «но»! Воспитывать их гуманно, так ведь?
– Так, но… – проговорила Истина смущенно.
Она хотела сказать: «Так, но нужна еще вера в Творца».
Директор не дал ей высказаться.
– Поработайте с вашей мудростью где-нибудь в другом месте, приходите потом, может, примем!

И разговор закончился, директор спешил на совещание – «Борьба против того, чего хотят ученики».
Обиделась Истина.
Прилетела она к директору третьей земной школы.
– Я – Истина Школы!.. Примите меня!..
Директор готовил отчет для аттестации школы.
– И чего нам от вас ждать?
Он посмотрел на нее и почему-то покраснел.
Истина произнесла все святые слова и закончила:
– Бог… Вера…Гуманность…
Директор хитро прищурил глаза, задумался. Потом приказал:
– Пиши заявление!
Директор наложил резолюцию и вызвал заместителя по хозяйственной части.
– Выполняй! – приказал ему и передал заявление.
Заместитель по хозяйству забрал Истину, поместил ее в большую, красивую рамку и вывесил на стене на самом видном месте.
Приходили родители, знакомились с Истиной Школы.
–Мда… – говорили они и отдавали своих детей в эту школу.
Приходили проверяющие, читали и перечитывали Истину Школы, вывешенную на стене.
–Мда… – говорили они задумчиво.
И писали хвалебные слова.
То и дело подходили к вывеске учителя, грустно глядели на Истину.
– Ну и ну! – проговаривали они смущенно и отходили.
Однажды заметили Истину Школы дети.
– Какая красота! – восхитились они. – Как было бы здорово, если бы у нас все было бы так, как она утверждает!
И только их чуткое сердце и тонкое зрение увидели, что Истина плачет.
– Ей здесь плохо… – сказали они. – Давайте отпустим ее на волю, раз в нашей школе ей грустно… Может быть , найдет другую школу, где ей будет хорошо!
Они сняли со стены раму, разбили стекло и сказали Истине:
– Лети… Если не нам, может быть, достанешься другим!
Истина полетела к директору четвертой земной школы.
А директор третьей школы объявил вознаграждение тому, кто выдаст правонарушителя, сорвавшего со стены собственность школы, а самому правонарушителю пообещал строгое наказание.
Истина Школы в это время сидела уже в приемной директора седьмой земной школы.
Предстанет она, наконец, перед ним, произнесет все святые слова и закончит; «Бог… Вера…Вера в Творца…» Однако поймет ли директор, что незримое присутствие Бога в духовной сущности образования есть Истина Школы? Или же посадит он эту Истину в клетку как экзотическую птичку и передаст в кабинет биологии, чтобы ученики любовались ее красотою?
Истина в приемной, но директор не спешит ее принимать, он пока занят…

Автор: Елена Карабанова

31.03.2020

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Случайные статьи