Портал для сознательных родителей

Книжный клуб

Лидия Чарская: с уважением к сентиментальной детской душе


Продолжаем анализировать детские книги и литературные произведения, забытые и новые….

Немногие наши современники вспомнят имя этой писательницы. Она не стоит в нашем представлении о детской литературе в одном ряду с Чуковским, Маршаком, Толстым… Однако на ее книгах в свое время выросло целое поколение!

Ее литература с точки зрения художественной ценности не идеальна: однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерная сентиментальность… Но как близка она своими переживаниями детско-подростковому сознанию! Как она умеет сродниться с ранимой детской душой, особенно в период переживаний, и стать близким другом, доверительным и чутким!..

Об авторе:

  • Лидия Алексеевна Ча́рская (1875—1937гг.), русская детская писательница.
  • Уже в десять лет она сочиняла стихи. Семь лет провела в Павловском женском институте в Петербурге. Впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Повесть «Записки маленькой гимназистки», которая публиковалась по частям в журнале для детей «Задушевное слово», принесли Чарской необычайный успех.
  • В 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %),Тургенева (12 %).
  • Была учреждена стипендия для гимназистов имени Лидии Чарской.
  • Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки.
  • Чарская писала, что целью ее творчества является нравственное воспитание: «Вызвать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде, сострадание».
  • После Октябрьской революции Чарскую, как и многих ей подобных, практически перестали печатать из-за её дворянского происхождения и «буржуазно-мещанских взглядов». Федор Сологуб позже объяснял причины неприятия произведений Чарской: «Она имела большую дерзость сказать, что дети не нуждаются ни в воспитании, ни в исправлении от взрослых. Еще большую дерзость — хотя, конечно, после Льва Толстого, и не новую, — учинила Чарская, показавши, как и сами взрослые воспитываются и исправляются детьми". Её книги обвинялись в пошлости и сентиментальности, их причисляли к бульварной литературе. В школах самым обидным для девочки стало обвинение в том, что она похожа на институтку из книг Чарской.
  • Всего за 20 лет творчества из-под пера писательницы вышли 80 повестей, 20 сказок, 200 стихотворений.

Давайте обратимся к нашей книге и посмотрим, что у нее снаружи и что внутри…

«Любимые повести для девочек»,
«АСТ», Москва, 2013

Художественное оформление обложки книги действительно очень сентиментально: можно подумать, что под ней – женский сентиментальный любовный роман. Других иллюстраций в книге нет. Обложка же, как одежда на человеке: по ней встречают и она влияет на восприятие образа человека. К сожалению, данная обложка, скорее, упрощает и дискредитирует ценность  содержимого. Хотелось бы более стильного оформления для сентиментальной, но довольно красивой детско-подростковой литературы. Кроме того, книжка очень толстая, но при этом склеенная, что очень неудобно:  при чтении, приходится её буквально раздирать, боясь, что вот-вот она разорвется.

Что же ребенка ждет внутри?

Начнем с  ложки дегтя. На мой филологический взгляд произведениям Чарской действительно не хватает глубины образов, а также многогранности проблематики. Ее герои довольно «плоские» и контрастные: или плохой, или хороший… Основные идеи повестей – ценность дружбы и верности, любви к родине и традициям, ранимость и одновременно сила детской души, самоценность переживаний. Переживания, эмоции героини – в центре внимания. Что бы ни происходило. Немного сентиментальности, слез, обмороков, переживаний, вокруг которых крутится мир – это неплохо. Главное – не переборщить! Ведь все знают, что много сладкого – это вредно…А госпожа Чарская все же перегибает немного палку. Поэтому несколько подряд книг Лидии Алексеевны, наверное, ребенку читать не стоит…

С другой стороны, девочки (да и мальчики, возможно) найдут в повестях то, что созвучно их настрою в период перехода от детства к подростковому возрасту. А это может возыметь благотворное психологическое влияние на ребенка: ведь его понимают!
Современные девочки порой забывают, что такое женственность, настоящие достоинство и самоуважение. Не смотря на то, что героиня книги – княжна Джаваха – довольно бойкая девочка, сорванец, она все-таки при этом настоящая княжна, гордая, открытая, смелая, чувствительная и учтивая. К тому же в книге неоднозначно поднимаются вопросы сосуществования разных национальностей, их традиций, что в наше время очень актуально. А также – тема взаимоотношений родителей и детей. Девочка осуждает деда за многолетнее неприятие ее мамы после брака с русским… Но при этом все равно уважает его, как и положено младшему поколению уважат старших. Она очень любит отца и тонко чувствует, когда необходимо слушаться родителя, а когда – свое сердце.
А еще затронута проблема воспитания мальчиков и девочек. Прошло столько времени, а сейчас эти вопросы совсем не потеряли актуальности. Правда, немного трансформировались в современном мире. Но это нюансы…

Из поэзии Лидии Чарской

КУХОННЫЙ КОРОЛЬ
Я король. Моя корона —
Поварской колпак.
Трон... Вот разве только трона
Не нашёл никак.
Мне подвластны вилки, ложки,
Целый полк ножей;
Сковородки, тёрки, плошки
В гвардии моей.
И кастрюли, и чумички,
Даже самовар —
Все свои имеют клички:
Как у важных бар.
Я их чищу, я их мою
Мылом и золой.
Но один грешок, не скрою,
Водится за мной.
Я не прочь и полениться
Летнею порой.
Поиграть и порезвиться
С шумной детворой.
И тогда кастрюльки, плошки,
Титул короля,
Сковородки, вилки, ложки —
Забываю я!

Другие книги Лидии Чарской

Автор: Елена Карабанова

24.03.2020

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Случайные статьи