Портал для сознательных родителей

Нескучная педагогика

Воспитание с интересом и радостью. Монтессори.

Знакомимся с методикой Монтессори с экспертом Галиной Алексеевной Любиной

О Монтессори – основательно, подробно, интересно

В наши дни педагогика Марии Монтессори у всех на слуху, но у многих представление и о создательнице этого метода, и о ее педагогической системе довольно расплывчатое, чаще основанное на различных слухах и мифах. Давайте попробуем разобраться, уточнить некоторые моменты ее жизни и философии, основания ее педагогических подходов и взглядов.
Итак, создательница метода, а точнее, целостной педагогической системы была врачом и жила очень-очень давно. Родилась она в 1870 г. в Италии и прожила долгую жизнь, умерев в возрасте 82 лет в 1952 в Голландии. Несмотря на столь значительную давность создания, ее система не устаревает, а наоборот – становится все более популярной, особенно среди родителей малышей, дошкольников. При этом многие родители считают, что «по Монтессори можно сделать любого ребенка если не гением, то вундеркиндом точно, а уж читать-считать научить в 2-3 года – непременно». Реклама Монтессори-центров и некоторые издания эту идею, это заблуждение поддерживают…
Сама же Мария Монтессори о воспитании вундеркиндов никогда даже не упоминала. В своих ткнигах и в своей практике она не о раннем развитии заботилась, а о гармоничном, естественном, сохраняющем и укрепляющем физическое, психическое и нравственное здоровье.
Будучи истинной католичкой, прежде всего желала и настоятельно рекомендовала воспитывать в детях нравственные качества, как она писала, « христианские добродетели»: умение дружить, любить, радоваться, трудиться, учиться размышлять, верить, ценить людей, жизнь и не поддаваться унынию или праздности.
Как врач Монтессори хотела, чтоб дети были здоровы, и не только физически, но и нравственно, и психически. Наблюдая за тем, как в ее время в начальных школах обучали детей, заставляя их, живчиков, сидеть обездвижено за партами и без интереса слушать и заучивать то, что услышали от учителя, она пришла к выводу, что педагогика далека от научных знаний о детях, об их потребностях и возможностях. Будучи не просто врачом, а врачом-психиатром, Мария Монтессори стала заниматься практической педагогикой, экспериментальной психологией и сумела создать такие научно обоснованные эффективные методы, которые позволяли развивать способности даже у тех несчастных детей, которых считали необучаемыми.
Монтессори разработала множество специальных пособий (учебно-игровых материалов), которые давали возможность детям не только зримо представить сложные абстрактные понятия, и не только на них посмотреть, но даже их понюхать, потрогать, ощутить вес, фактуру, форму, поработать или поиграть с ними. Всеми органами внешних чувств и моторикой, то есть действиями, движениями, ребенок мог осознать, почувствовать, понять то, что обычно педагоги, родители пытались передать словами. Обучение не словами, а собственными действиями, опытом взаимодействия с материалом, созданным ею для радостного и свободного самообучения, основанного на интересе.
В настоящее время так называемые Монтессори-материалы известны во всем мире как лучшие дидактические, то есть обучающие, и в то же время игровые пособия. Ими пользуются не только в Монтессори-школах или центрах, но на западе применяют в любых учебных заведениях, даже если оно работает не по системе Монтессори.
Создательница педагогической системы и замечательных пособий вначале работала с «особыми» детьми, которых называли «идиотиками», и сумела доказать, что все дети обучаемы, что нужно найти подход к каждому ребенку и сделать процесс обучения привлекательным, строить его на интересе, а не на принуждении. От принуждения мозг не работает, а блокируется – сделала она свой вывод, основываясь на многочисленных наблюдениях.
Впоследствии Мария Монтессори обучала совершенно обычных здоровых детей, применяя к ним свой метод, используя свои пособия и оригинальные приемы, и доказала всему педагогическому миру, что ее система прекрасно приспособлена и для воспитания обычных, здоровых детей.
Постепенно от занятий с детьми от 4–6 лет и до 12, для которых создала методику и разработала и теорию, она перешла к более младшему возрасту, к изучению и пониманию малышей, их потребностей и специфических возможностей.

Сензитивные периоды

Наблюдая за детьми разных стран в течение долгого времени, Мария заметила, что в определенном возрасте у каждого из детей открываются «окна возможностей», такие периоды, когда ребенку особенно интересно что-то в окружающем мире, когда на появившемся интересе возможно его быстрое обучение. Она, как врач и педагог-исследователь, связала это с развитием определенных зон головного мозга. Монтессори выявила, что периоды эти возникают обязательно, но возникают и длятся у каждого из детей по-разному. Родителям необходимо об этих периодах знать, замечать их и использовать, следуя за природой своего ребенка, а не торопя и не насилуя природу. Влиять на индивидуальное время начала и продолжительности таких периодов ни родителям, ни одному из педагогов, даже никаким специалистам невозможно.
Таким образом, Монтессори открыла так называемые «сензитивные периоды» развития, то есть те периоды, в которые наиболее активно, легко, комфортно и успешно происходит обучение определенным умениям и навыкам.


Сензитивные периоды по Монтессори таковы:

  • от рождения до 3 лет – период «впитывающего сознания»;
  • от рождения до 2,5 лет – период впитывания сенсорных «впечатлений», а с 2, 5 до 6 лет – их «утончение», совершенствование;
  • с 1,5 до 2 или 2,5 лет – период интереса к мелким предметам;
  • с 1,5 до 3 лет – становление, а далее до 6 лет усовершенствование речи;
  • с 1,5 до 4 лет – период развития точности движений, координации и силы мышц;
  • с 1,5–2 до 4 лет – период усвоения и понимания порядка и следование ему;
  • с 2,5–3 лет и до 6 – период усвоения социальных правил и освоения социальных навыков;
  • С 4,5–5,5 лет – период развития интереса сначала к письму (от рисования), а затем к чтению.

Для справки
Именно она, Мария Монтессори, открыла сензитивные периоды, хотя в советские времена данное открытие приписывалось нашему великому соотечественнику психологу Льву Семеновичу Выготскому.
Ее открытия впоследствии были подтверждены не только многолетней практикой, но и современными исследователями, использующими самые новейшие электронные приборы, изучающие работу мозга.

«Впитывающий разум» и родители

Монтессори открыла и «впитывающий разум» малышей. Этот разум позволяет с рождения учиться не учась, а впитывая то, что окружает, что ощущает, видит, слышит, чувствует и переживает ребенок.
Ныне это подтверждено открытием особых нейронов детского мозга, названных «зеркальными». С годами этих нейронов становится все меньше…
Ребенок впитывает прежде всего отношения, и не только к себе, но и между членами семьи. Потому Монтессори назвала малышей «камертонами-резонаторами семейных отношений». Впитав, будет и свою последующую жизнь строить по «впитанным образцам». А это значит, что стоит родителям задуматься и о своих взаимоотношениях, и об отношениях к малышу как к личности, достойной уважения. Поменьше замечаний и нареканий, побольше в обращениях искреннего уважения и доверия к самому маленькому ребенку. Семейная, социальная среда, в которой формируется личность, самосознание ребенка в самые важные первые три года жизни во многом определяют его дальнейшую жизнь,– вот вывод Марии Монтессори.
Представьте себя на месте малыша и подсчитайте, сколько раз вы, взрослые, делали замечания, даже покрикивали, торопили, иронизировали по поводу его действий. Вам бы такое понравилось?

Первые учителя и самообучающая среда

Родителей Монтессори называла первыми и лучшими учителями ребенка и считала, что до трех лет малышу детский сад не нужен. Нужны мама и папа, понимающие и принимающие, терпеливые и выдержанные. Вот обучать родителей очень нужно! Потому-то и создаются в наши дни специальные группы, называющиеся «Вместе с мамой», где мамы, папы и бабушки-дедушки учатся с помощью специалистов правильному взаимодействию со своим малышом и наблюдению за ним, чтобы не пропустить сензитивных периодов, которые уходят безвозвратно, чтобы научить вовремя самым важным вещам. Конечно, в таких группах родители видят других родителей и их малышей, обмениваются опытом, а детишек учат первым навыкам общения с ровесниками. Занятия в таких группах повышают родительскую компетентность и сдерживают желание взрослых делать за ребенка то, что он уже может сам.
Родителей обучают созданию в доме так называемой «подготовленной предметной развивающей среды». Предметы и способы обращения с ними, которые постигает ребенок на практике, учат малыша очень нужному – бытовым умениям и самостоятельности. От бытовой самостоятельности будет проложен мостик к самостоятельности в жизни. Среду, то есть обстановку, мебель в доме с различными нужными для общего развития предметами (но при этом убранными опасными вещами для ребенка) Монтессори считала и обучающей, и развивающей. В настоящее время Монтессори-педагоги называют такую среду «педагогически целесообразной» или «специально организованной самообучающей средой».
Монтессори убеждала родителей в необходимости доверять ребенку, его природным силам и возможностям. Она считала, что малышей нужно очень рано приучать к самостоятельности.
Пусть мебель и обычные предметы, как специальные тренажеры, помогают малышу овладеть ползанием, ходьбой.
Так, для развития самостоятельности лучше кроватку ребенка с 9–11 месяцев его жизни сделать такой низкой, чтоб он сам, не требуя помощи родителей, мог из нее выползти. А, например, для уже начинающих или пытающихся ходить деток предложила особую конструкцию с перильцами, держась за которые малыш сам взберется на 3 ступеньки и дойдет сам до наклонной доски  – горочки, с которой можно скатиться. Радости и восторга от такой самостоятельности у малыша море!
В сензитивный период интереса к мелким предметам следует позволять малышу не только пользоваться бытовыми инструментами (ножницами, вилками, ложками и даже неострым ножом), но и приучать к бытовым действиям, обучать умениям с использованием инструментов. Например, обучить резать перышки зеленого лука ножницами или даже двухлетку приучить принимать пищу, используя вилку.
Двухлеток и даже детей помладше стоит обучить интереснейшим для них действиям с крупой и ее сортировкой, с пересыпанием, познакомить с привлекательнейшими манипуляциями с водой (например, с ее переливанием), со стиркой в тазике мелочевки типа носовых платочков или кукольной одежды. Интерес ведет к концентрации внимания, усидчивости, а работа мелких мышц пальцев, кисти руки и нервов, которые управляют этими мышцами, стимулируют развитие речевых центров мозга. Значит, и речь от такой интересной работы улучшается! И ,конечно, двигательная память, как и сенсорная.
Сенсорная память – это память внешних органов чувств: зрительная, слуховая, тактильная (осязательная), обонятельная, барическая (тяжести), температурная.

Инстинкт саморазвития

Каждая мама знает, насколько у детей самых первых лет жизни велика тяга к бытовым предметам и к подражанию тем действиям, которые производят с предметами взрослые. «Хочу быть как мама!», «Хочу делать как папа!», «Хочу быть большим», «Хочу быть полезным!», «Хочу!», «Хочу!» Даже если малыш еще не умеет говорить, он этого хочет и требует. Требует его природа, те центры мозга, которые управляют действиями руки под контролем глаз, развитием и координацией крупных и особенно мелких мышц.
Вот только почему-то у мам не хватает выдержки, терпения и времени, чтобы спокойно поучить малыша, например, мыть чашки и не возмущаться разлитой водой, или случайно разбитой чашкой, или грязью вокруг. Учения без ошибок не бывает. Малыш учится на ошибках, постепенно совершенствуясь в умении. Научившись, хочет повторять освоенное действие много-много раз.
Что с удовольствием сможет и будет делать уже полуторагодовалый или двухлетний малыш, если ему позволят и его поддержат? Очень многое! Двухлетки увлеченно трут полы тряпкой, вытирают пыль, помогают папе летом мыть машину, протирают, насколько позволяет рост, двери, окна, режут тупым ножом вареные овощи, бананы, размешивают в миске сыпучие продукты, готовы помочь в уборке, стирке, готовке! А уж переливать, пересыпать, сортировать или забрасывать в стиральную машину белье – это праздник для души, а вовсе не труд!
Много лет наблюдая за тем, как дети приспосабливаются к жизни, Монтессори сделала вывод (новое «открытие ребенка»!). Она увидела, что дети не хотят быть родительскими игрушками, забавами, не хотят быть куклами, которых пичкают, одевают, обслуживают, словно инвалидов. Дети – даже самые маленькие – хотят быть независимыми, свободными и самостоятельными. Они природой наделены инстинктом саморазвития, «витальными», то есть жизненными силами, требующими деятельности, разнообразных действий, тренировки, работы, опыта.
Малыши хотят чувствовать себя значимыми, полноценными членами своей семьи, а не «будущими людьми». Они уже люди! Личности! Трудяги! Так дайте же им почувствовать свою значимость, состоятельность! «Маленькие великие труженики нашей планеты», – так точно назвал детей в возрасте от двух до пяти замечательный психолог, писатель, знаток детства Корней Иванович Чуковский. Они с Марией Монтессори знакомы не были, но мыслили совершенно одинаково! Не унижать ребенка, не делать за него, а помогать сделать самому (!) – вот основной принцип педагогики Монтессори.
«Помоги сделать это мне самому» – просят маленькие дети родителей. Просьбу эту как плакат обычно помещают при входе в Монтессори-центры в качестве напоминания родителям.
«Не делай за меня! Я пришел в мир, чтобы стать самостоятельным человеком!»
Мария Монтессори считала, что самое главное учение то, которое позволяет малышу приобрести уверенность в себе, в своих силах и значимости!..


Первые университеты малыша

Нужно ли двухлетку учить буквам? Как Монтессори считала? Пожалуйста, если он, а не мама ими интересуется. Только мама должна знать и помнить, что знание букв и чтение – это совершенно разные вещи! И не забывать, что малыш получает самые важные и нужные для жизни знания не из книг, не через чтение, а из опыта, от окружающей среды, к которой учится приспосабливаться, взаимодействовать, постигая мир всеми органами чувств – «разведчиками мозга». Двухлетке пока буквы не нужны, и если он ими интересуется, то чаще для того, чтобы порадовать маму. Хотя есть дети, для которых буквы представляют интерес как забавные картинки.
«Разведчики мозга» – это глаза, уши, нос, рот, язык, кожа и, конечно, мышцы, нервы, особенно нервы и мышцы рук. Если умные, то есть умелые руки – значит умный малыш…
Первые университеты малыша – это овладение самыми важными умениями: умыться, одеться, застегнуть непослушные пуговицы, научиться красиво пользоваться столовыми приборами, справиться с переноской предметов и запомнить, где что должно находиться и куда что принято класть. Запомнить и не нарушать принятый в семье порядок! Потому родителей тоже нужно приучать к порядку! Порядку во времени – то есть обязательному режиму, ритму дня и его событий. Порядку в вещах, обстановке – запомнить и соблюдать место вещей. Порядку в требованиях к ребенку – то есть не менять своих требований и инструкций в зависимости от настроения. Маленькие дети любят порядок, он их защищает и делает уверенными, независимыми. Родителям следует помнить, что порядок и самообслуживание развивают ребенка не только физически, но и нравственно, и умственно, и социально. Монтессори считала, что порядок внешний перейдет в порядок внутренний, упорядочит со временем не только хаотичное поведение ребенка, но и его мышление, дисциплинирует его.
Если упустить благоприятное время, когда малыша интересуют бытовые действия и доставляют ему не только удовольствие, но и наслаждение, то потом будет трудно воспитать нужные качества, очень трудно, иногда даже невозможно. Потому следует спешить не с буквами, цифрами, чтением или счетом, а, например, с порядком. Только, приучая к порядку, не учите малышей все игрушки сбрасывать в один ящик, пусть и специально приспособленный для игрушек. Расставьте их по своим местам: кукол – по домикам, машинки – по гаражам, пазлы – по коробочкам и т. п.
Помните, что дети, не приученные к порядку, в школе страдают не от интеллектуальных затруднений, а от беспорядка, хаоса в мыслях и действиях, даже математических. Потому достигают успехов не напичканные квазизнаниями, но несобранные дети, а те, которые приучены к порядку в действиях и мыслях, к трудолюбию с детства.


Это страшное слово «свобода»

Родителей интересует, а некоторых пугает в системе Монтессори свобода. Они наслышаны об этой свободе и путают ее со вседозволенностью. Ни о какой вседозволенности речь не идет! Свобода в системе Монтессори – это дисциплина, это знание того, как правильно действовать! Например, пока ребенок не знает правил движения, его на переходах держат за руку. Он пока не свободен, не умеет и собой управлять, не способен и сдерживать свои импульсы. Свободен на улице будет тогда, когда научится подчиняться правилам. Так и в других обстоятельствах. Свободен, когда научится пользоваться и инструментами, и правилами поведения. Значит, нет той свободы, которой пугаются родители, а есть умение подчиняться жизненно важным правилам и требованиям!


Надеемся, что самые основные представления о педагогике Монтессори для малышей вы получили, а продолжение для детей постарше скоро появится в следующих статьях. Пока советуем обратиться к книгам самой Марии Монтессори...

Автор: Галина Алексеевна Любина

28.02.2020

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Случайные статьи