Портал для сознательных родителей

Психология детства

Общаться с пелёнок

От того, как сложатся отношения ребёнка со сверстниками в песочнице и в группе детского сада, во многом зависит последующее личностное и социальное развитие малыша, а значит, и дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, малыш тянется к ровесникам, умеет общаться с ними, не обижая одних и не обижаясь на других, можно надеяться, что и в будущем он не будет испытывать коммуникативных проблем.

Болезнь всегда легче предотвратить, чем лечить. То же и с психологическими проблемами. Поэтому сначала обратим ваше внимание на то, как НЕ воспитать в ребёнке страх общения (советует психолог Мария Дёмина):

1. С самого раннего возраста старайтесь создавать такие условия, чтобы у вашего малыша была постоянная возможность общения с ровесниками. Чем реже контакты со сверстниками, тем меньше вероятность обзавестись друзьями. Ходите в гости в семьи, где есть дети, приглашайте соседских ребятишек к себе домой, устраивайте праздники, предоставляя малышам возможность проявить свою инициативу, выдумку, способности.
Родителям необходимо понять, что для ребёнка очень важно хоть иногда приглашать гостей к себе домой. Самоутверждение необходимо в любом возрасте, а какое место для этого самое подходящее? Где он может похвалиться чистотой и порядком своей комнаты, коллекцией вкладышей или наклеек от жевательной резинки, многообразием игрушек? Где он может показать своего любимого щенка или котёнка? Всё это повышает авторитет малыша в глазах других, а, следовательно, способствует его открытости, обретению уверенности в себе.

2. Больше бывайте с ребёнком на улице, во дворе, чтобы с самого раннего возраста он мог привыкнуть к тому, что живет среди людей и что общение с ними не необходимость, а приятное времяпрепровождение. Именно во взаимоотношениях с друзьями раскрываются лучшие человеческие качества. Находясь с самого раннего возраста в окружении разных людей, ребёнок проще смотрит на новые знакомства, привыкает к тому, что широкий круг приятелей – это естественно.

3. Не ругайте его за то, что он сторонится общества детей, предпочитая быть с матерью, бабушкой, близкими. Не давите на него. Это вызовет лишь обратный эффект, и ребёнок замкнётся в себе. Пойдите другим путем – помогите ему влиться в игру, примите для начала участие в ней, а потом, когда он увлечётся, постарайтесь незаметно «исчезнуть» из поля его зрения.

Если пребывание в кругу семьи даёт чувство собственной значимости, то общение с детьми стимулирует развитие личности. Чтобы из вашего малыша вырос полноценный человек, не лишайте его ни того, ни другого.

4. Помогите ребёнку завести постоянного партнёра по развлечениям из числа соседских мальчиков и девочек. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Даже самые тёплые отношения с родителями не заменят малышу общения со сверстниками и не научат дружить.

5. Не будьте сторонним наблюдателем, когда ваш сын или дочь общается с другими детьми. Старайтесь устанавливать между ними дружеские контакты, включаясь в игру на правах участника. Если требуется срочное вмешательство, например, если между детьми возникла ссора, выступите в роли «миротворца»; если вдруг разладилась игра, возьмите инициативу в свои руки, постарайтесь заинтересовать детей в её продолжении, предложите что-нибудь новое, более интересное.

6. Играйте, веселитесь, шалите с ребёнком «на равных».

7. Не опекайте чересчур детей, не подавляйте их волю. Важно, чтобы он понял, что его интересы уважают, как и интересы других членов семьи. Если он будет видеть такое отношение и к себе, и к окружающим с самого раннего возраста, он вырастет человеком, способным проявить внимание и сочувствие к тем, кто будет окружать его. Это, в свою очередь, поможет ему находить общий язык и в саду, и в школе, и в дальнейшей жизни, ведь внимательные, чуткие люди всегда являются душой общества.

8. Учите малыша не только играть в игры, придуманные вами, но и создавать на их основе свои. Помогите ему научиться толково объяснять правила игры, в которую он играл или придумал, и организовать её.

9. Не переусердствуйте, помогая в играх и забавах. Если каждый следующий поступок сына или дочки будет подсказан вами, каждая игрушка изготовлена вашими руками при их пассивном участии, а игра задумана не ими, а вами, эти старания пойдут малышу не на пользу, а только во вред. Вместо заинтересованности возникнет тупая и беспросветная скука, а в результате – безволие, несамостоятельность, неверие в свои силы, чрезмерная податливость посторонним влияниям, рабская зависимость от более сильного человека, а следовательно – невозможность полноценного общения.

10. Придумывайте вместе с ним различные истории, главными действующими лицами которых будут он сам и его товарищи. Пусть эти истории носят поучительный характер.

11. Учите его открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерики и обиды.

12. Поощряйте за стремление к общению со сверстниками, за прекрасные отношения с ними. Приветствуйте и поддерживайте эти качества. Похвала родителей – прекрасный стимул для каждого малыша.

13. Ненавязчиво рассказывайте сказки, истории – выдуманные или происходившие в действительности – о прекрасной дружбе, о том, как люди помогают друг другу в беде, кого можно считать настоящим другом.

Главный способ преодоления трудностей в общении заключается в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним.

Как помочь ребёнку завоевать расположение сверстников

(Коррекционная программа Елены Смирновой, профессора, доктора психологических наук)

Первый этап

Преодоление отчуждённой позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других.
Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх.
Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчёркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей. Например, глядя в глаза соседу, нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его.
Однако далеко не все агрессивные или замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат.

Второй этап

Научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают. Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучший способ для этого – воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» – важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. (Игры «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» и др.)

Третий этап

Дать ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной «кукле» или «старенькой бабушке», уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Четвёртый этап

Совместная деятельность детей, когда им нужно согласовывать свои действия и договариваться друг с другом. Специальные игры могут помочь налаживанию нормальных отношений со сверстниками (совместную деятельность сначала лучше организовывать в парах):
«Мозаика». Пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Чтобы сложить общую картину, нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнёра. По завершении работы «произведение» показывают всем остальным, и малыши пытаются догадаться, что изобразили авторы.
«Рукавички». Для этого занятия потребуются вырезанные из бумаги рукавички с незакрашенным узором. Двое ребят должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре выдаётся только 3 карандаша разного цвета.
«Рисуем домики». Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нём живёт.

4-09

Автор: Елена Афанасьева

10.06.2021

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Похожие статьи

Случайные статьи