Существует много точек зрения по поводу строгого соблюдения распорядка дня ребёнком. Кто-то считает, что это жизненная необходимость, а кто-то видит в строгом распорядке препятствие на пути развития личности ребёнка. Но всё же психологи и педиатры сходятся в том, что режим играет огромную роль в воспитании ребёнка.
Режим дня – это режим жизни. И насколько тщательно родители продумают режим дня своего ребёнка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребёнка.
Размеренный распорядок помогает изо дня в день удовлетворять все потребности малыша, благотворно влиять на нервную систему малыша, создавать у него ощущение комфорта.
Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток, обусловленном физиологическими потребностями организма и социальными условиями. Кроме того, режим дня должен учитывать состояние здоровья, возрастные анатомо-физиологические и индивидуальные особенности ребёнка. Поэтому режим дня у каждого ребёнка индивидуальный, но не должен сильно отличаться от общепризнанного режима дня, составленного опытными педагогами, педиатрами и психологами.
Воспитать в ребёнке чувство ритма – не слишком сложно: самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев бывает нелегко: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребёнка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно выдерживать его, когда ребёнок становится старше и начинает просить «чуть-чуть» задержаться, опоздать, отложить и т. д.
Конечно, бывают ситуации, когда время тех или иных действий можно немного сдвинуть (каждая мама интуитивно чувствует, что лучше именно для её малыша). Главное, чтобы их последовательность по возможности оставалась неизменной. Ведь основа, заложенная в раннем детстве, сохраняется на всю жизнь.
Родителю необходимо обратить внимание на свою собственную мотивацию в вопросе с режимом: «так все делают» или «так лучше ребёнку», «так удобно нам, родителям» или «это оптимально для всех членов семьи».
Часто, ориентируясь на рекомендации специалистов, родители не обращают внимание на своё истинное, подсознательное отношение к режиму. Если у родителей был очень жёсткий режим в детстве, то может возникнуть внутренний конфликт между сознательным желанием помогать своему ребёнку жить в оптимальном режиме и подсознательным раздражением, злостью к строгому режиму по памяти из собственного детства. И наоборот, если у родителей в детстве не было никакого режима – внутренний конфликт между сознательным желанием помогать своему ребёнку жить в оптимальном режиме и неумением подчиняться режиму и создавать его для малыша.
У многих родителей не сразу всё так получается, как планировали (кому-то не хватает гибкости и мягкости, а кому-то – настойчивости). Поэтому не стесняйтесь обращаться к специалистам-психологам, которые помогут вам удостовериться в том, что вы действуете правильно.
Часто молодые мамы задаются вопросом: насколько важен режим для новорождённого малыша? Что лучше: кормить по расписанию или по требованию? На этот вопрос нельзя ответить односложно.
В первую очередь режим – это состояние стабильности, которое позволяет малышу чувствовать себя защищённым. Режим создаёт определённый ориентир в том мире, в который попадает малыш.
Кроме того, режим значительно упрощает жизнь самим мамам, которым легче планировать свои дела и свой личный режим. Лучше, если у новорождённого режим вырабатывается один на двоих с мамой, то есть учитываются потребности и малыша, и мамы. Ведь в первые три месяца малыш проходит период адаптации. Именно в этот период происходит настраивание мамы и малыша друг на друга.
С психологической точки зрения наиболее правильно, если вы сначала подчинитесь требованиям ребёнка, а затем постепенно установите режим, удобный для вас и для него.
Составив режим прикладывания к груди, надо мягко приучать к нему ребёнка. Устанавливается свой вариант режима, которого придерживаются изо дня в день до тех пор, пока малыш из него не вырастет.
На основе этого стержня начинает формироваться весь остальной суточный распорядок жизни новорождённого ребёнка, а вместе с ним и основы его будущего характера. Воспитание новорождённых детей происходит по цепочке: потребность – привычка – черта характера. И хотя организовывать с самого начала чёткую смену сна и бодрствования из-за хрупкости нервной системы детей ещё сложно, к этому нужно мягко, но настойчиво стремиться.
Время изменений в режиме – также вопрос индивидуальный. Можно опираться на средние показатели, но при этом обязательно помнить, что ваш малыш уникален, и только мама знает и понимает, что для него лучше. Кто-то до двух лет спит по два раза, а другие в год прекрасно обходятся одноразовым отдыхом и чувствуют себя прекрасно.
Вовремя кушать и спать, чистить зубы, купаться, умываться, мыть руки перед едой – всё это входит в категорию дисциплины. У взрослого человека все эти действия вошли в привычку, а у ребёнка необходимо эту полезную привычку развивать, чтобы в будущем он не задумывался об этом, а делал как нечто само собой разумеющееся.
Привыкая к определённой последовательности в течение дня, например, мыть руки перед едой или спать после обеда, ребёнок принимает предложение взрослого как должное, без возражений и капризов, а иной раз сам сообщает о необходимости выполнить то или иное действие.
Если потребности и их удовлетворение формируются в соответствии возрасту, то естественным путём вырабатываются «нужные, правильные» привычки. Некоторые такие привычки перерастают в черту характера, но при условии долговременного одобрения, стимулирования (или, наоборот, игнорирования) этой привычки родителями.
Выполнять родительское требование, например, отложить игрушку, чтобы поесть, или же отказаться от конфеты, чтобы не перебить аппетит, – достаточно серьёзное испытание. Таким образом, ребёнок учится терпеть, ждать осуществления своего желания, преодолевать себя. И это – проявление воли, пусть в детском масштабе. С таких вот действий и начинается воспитание характера.
У взрослых должен быть единый подход к ребёнку. Нет ничего хуже разногласия между родителями в методах воспитания: отец не разрешает, а мать это же разрешает. В таких ситуациях у ребёнка вырабатывается хитрость, изворотливость. Он начинает лавировать между взрослыми, с желанием обойти запреты и добиться своего.
Надо постепенно воспитывать в ребёнке умение овладевать своими желаниями, чувствами, приучать его сдерживаться.
С раннего возраста следует постепенно приучать ребёнка к посильному самообслуживанию (убрать за собой игрушки, самому раздеться, одеться), а также к помощи другим (накрыть на стол, полить цветы).
Пусть выполненное ребёнком требует доделки или переделки, не жалейте своего времени и сил, так как в этих, даже несовершенных, действиях тренируется активность, инициатива ребёнка. Взрослые нередко стараются всё сделать за ребёнка, тем самым тормозят его самостоятельность и лишают его интереса и инициативы.
Даже при отличном режиме, но в условиях сверхзаботы и гиперопеки волевые качества ребёнка не развиваются! Обязательно наличие в режиме времени, которое ребёнок планирует самостоятельно, решает, чем и как будет заниматься. Если ребёнку не удаётся позитивно использовать время, родитель помогает малышу, предлагает разнообразные способы его наполнить, но со временем уменьшает своё участие в этом процессе.
Режим дня формирует навык разумного распределения своего времени, умением заботиться о себе, позволяет облегчить адаптацию ребёнка к внешнему миру.
Дисциплинированный ребёнок – хороший и надёжный партнёр в будущем на разных уровнях общения: с родителями, с учителями, со сверстниками, с коллегами, с руководством. Причём, дисциплинированность не исключает индивидуализм (но об этом поговорим отдельно).
Дисциплинированность у ребёнка воспитывается, когда родители создают следующие условия:
Родителям следует помнить, что в определённый момент жизни ребёнок покинет дом и станет полностью самостоятельным. Качества, которым родители помогли сформироваться в характере своего чада будут его помощниками-путеводителями в течение всей жизни (если, конечно, они позитивные).
Благодарим за консультацию психолога
Татьяну Мосюк
4-09
07.06.2021
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.