Каждый родитель, наверное, мечтает, чтобы его малыш был самым-самым. Все стараются рассмотреть в ребёнке какой-нибудь талант. А порой даже видят то, чего нет на самом деле… А между тем, одарённость – сложная категория, которая приносит не только радость, но и заботы, переживания, проблемы….
Одарёнными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.
Чаще всего родители одарённых детей отмечают следующие особенности:
Психологи считают, что одарённость определяется 3 взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии «приёма» информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одарённых детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
К физическим параметрам одарённости относят повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников).
Но... В психологическом развитии им не достаёт эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одарённых детей иногда отмечают относительную неравномерность развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей и др.).
Ваш ребёнок одарён каким-то талантом? Вы очень рады этому? А как насчёт нестандартного мышления, творческого подхода, яркого поведения, неутомимого любопытства и бунтарского свободомыслия? Всё это зачастую присуще талантливым детям. Вы готовы заниматься дальнейшим развитием малыша в этом русле? Тогда вперёд!..
Только будьте готовы, как мы уже говорили, к тому, что у Вас и у Вашего малыша могут периодически возникать проблемы в социальной среде. Ведь всё, что нестандартно, не вписывается в систему, мешает дисциплине, нарушает покой.
С первыми проблемами родители сталкиваются вскоре после рождения одарённого ребёнка. Его повышенная активность доставляет родителям немало неудобств: проблемы со сном, едой делают жизнь родителей достаточно непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одарённого малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки – всё, что попадает под руку одарённому ребёнку, может стать предметом его ненасытного любопытства. Эта черта часто вызывает неудовольствие родителей.
Психологи уверены, что на свете куда больше одарённых детей, чем кажется. Но достоинства интеллекта многих так и остаются неузнанными. Каждый ребёнок рождается со своими способностями, которые можно развить выше среднего. Как помочь развиться природному дару?
Благоприятная среда
Один из способов развить способности – создать благоприятную среду. В нервной системе маленьких детей есть особое вещество, так называемый фактор роста нервных тканей. Он определяет, сколько новых нервных клеток появится в организме, как они будут развиваться. Это вещество обеспечивает пластичность центральной нервной системы, то есть её способность изменять свои характеристики под влиянием среды. Сделав эту среду более сложной или, напротив, предельно упростив, можно заметно изменить и строение центральной нервной системы. Обеднённая, упрощённая среда лишает ребёнка пищи для исследований, развития мыслительных навыков. В богатой и разнообразной среде растут настоящие исследователи – активные, настойчивые, любопытные.
Хочу всё знать
Чтобы развивать познавательные способности малышу необходимо каждый раз давать чуть более сложную задачу. Но подобрать такой уровень, чтобы не было слишком тяжело, но и не до скучного просто. Одарённым детям нравится «напрягать мозги». Они придумывают себе задачки там, где другим всё кажется ясным. Если они задают вопрос, то не для того, чтобы получить от кого-то готовый ответ, а чтобы разобраться самому. При этом им важно не только узнавать, но и действовать, создавать. Главная потребность одарённого ребёнка – страсть к познанию.
Можно научить ребёнка читать в два с половиной года, но гораздо важнее, чтобы ребёнок получал удовольствие от интересной книги. А для этого нужно иметь «вкус к познанию».
Созидательная радость
Любой здоровый ребёнок рождается с огромным интересом к миру, где каждый шаг становится открытием. Главное – не отбить у него жажду исследований.
А ведь способности развиваются из задатков только при условии, что ребёнку нравится то, что он делает. Есть эта радость от решения сложных задачек – задатки развиваются, нет – умирают.
Сильный характер
Часто авторитарные родители навязывают ребёнку раз и навсегда заданный образ действия. Это может убить талант, то есть так и не дать ему проявиться. Чтобы состояться вопреки обстоятельствам, требуется сильный характер.
Одарённые дети не любят лёгких задач. Их отличает то, что они ищут задачи, которые будут им «не по зубам», которые вызывают познавательный интерес, желание достичь, добиться, разрешить любой ценой.
В человеческом сообществе примерно 15 % одарённых, а тех, кто способен принимать решение и брать на себя ответственность – всего 2-3 %. Когда сила характера совпадает с интеллектуальным даром, появляются люди, способные изменить мир...
Из признаний одной молодой мамы:
«…Практически всю беременность я готовилась к этому состязанию. Только и думала о том, как обеспечу своему ребёнку самое гармоничное развитие, самую престижную школу, самый высокий в мире IQ и вообще всё самое-самое. А пока серьёзно и усердно к этому готовилась. То есть прочла гору трудов, посвящённых психологии раннего детства. Я готова была писать карточки с цифрами и развешивать по дому таблички с надписями «дверь», «стена», «окно», готова была поливать своего будущего ребёнка холодной водой и читать ему вслух Гомера... В общем, готова была делать что угодно, лишь бы дать ему возможность развиваться гармонично. Пока однажды, примерно за месяц до родов, не спросила себя: а зачем, собственно, я собираюсь всё это делать? Честный ответ ошеломил даже меня: хочу произвести впечатление. Причём сразу на всех, включая саму себя и своего ещё не рождённого кроху.
Сейчас я думаю, что выбранный мною путь негласно назывался: «Я вам всем покажу!». Вы ещё вздрогнете от зависти. В год он будет сочинять стихи, в три – писать прозу, в пять докажет какую-нибудь теорему, в шесть научится виртуозно играть на скрипке... Глупость моих двадцати лет заключалась в желании доказать окружающим нечто посредством успехов своего ребёнка, мудрость – в том, что я смогла себе в этом честно признаться…»
Родители ищут одарённости своих детей частенько потому, что им кажется, что если их малыш одарён, значит, они состоялись как родители. В таких случаях одарённость становится обязанностью «радовать родителей» и перестаёт приносить радость. Ребёнок ОБЯЗАН быть на заданной высоте.
Чрезмерная родительская требовательность часто порождает страх неудачи и нежелание что-либо делать.
Родители маленьких гениев пытаются эксплуатировать их способности. Достаточно вспомнить Амадея Моцарта, которого родители заставляли гастролировать с трёхлетнего возраста и лишили его тем самым нормального детства.
Идеальная родительская реакция должна лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребёнка. Всегда нужно помнить о том, что одарённый ребёнок, имея недетские таланты, всё же остается ребёнком и родители должны обеспечить ему счастливое детство: реализовать его потребность в безопасности, общении, любви, свободе выбора.
Математические, лингвистические и другие академические способности заметить легко. И легко развивать. А как, например, с талантом к общению? Ведь в детском саду и в школе, где во главе угла стоит дисциплина, такие способности скорее будет мешать и поэтому «гаситься» под разными предлогами. А ведь неразвившиеся способности могут привести к комплексу неполноценности в будущем, к неудовлетворённости жизнью и бог знает ещё к каким психологическим проблемам. Как же быть?
Я советую родителям одарённых детей, обладающих неакадемическими способностями, перенаправлять их энергию в те сферы, где эти способности будут востребованы и не останутся без внимания взрослых и сверстников.
Детей со способностями к общению, например, в детскую тренинговую группу под руководством психолога: в таких группах дети не только общаются, решают свои проблемы, но и учатся понимать себя и других, управлять своими эмоциями, быть более терпимыми к тем, кто не обладает такими же способностями. Имеет смысл также записать ребёнка в секцию, где он сможет встретить единомышленников, таких же общительных и ярких детей: например, театральную, журналистики, дебатов. В такой среде ребёнок не будет чувствовать себя «белой вороной» и сможет принять и развить свои способности.
И помните: в каждом человеке скрыты безграничные возможности, важно уметь их вовремя разглядеть и реализовать.
Случаев, когда дети сами рано и ярко проявляли свой дар, не так много. В таких малышах часто видят будущих гениев. Но порой бывает, что «дети-вундеркинды» вырастают вполне заурядными взрослыми. Как же быть? Как не ошибиться, не переоценить возможности ребёнка?
Оратор. Бывает, что ребёнок обладает недетским красноречием. Чаще это проявление так называемого вербализма. Это отклонение в развитии, когда ребёнок много и бойко говорит, но не может толком ни построить пирамидку, ни сложить матрёшку.
В каждом возрасте есть вид деятельности, без которого невозможно нормальное развитие. У дошкольников сначала это изучение предметов, потом – игра. По-взрослому сложная речь ребёнка, которая нередко его родителям кажется проявлением исключительного ума, как ни парадоксально, может быть свидетельством отставания в развитии. Поэтому речь сама по себе отнюдь не признак особого интеллектуального дара.
Эрудит. Ещё одной разновидностью мнимой одарённости психологи считают «жертву родительских амбиций» – маленького эрудита, который любит читать энциклопедии больше, чем сказки. Но отличить его от по-настоящему одарённого ребёнка нетрудно. Первый – эрудит, обладает знаниями и навыками, второй – умеет думать. Столкнувшись с неизвестной задачкой, первый, скорее всего, растеряется, второй – с азартом бросится искать решение.
Акселерат. Дети растут по-разному. Также неравномерно порой формируются и интеллектуальные способности. В своём умственном развитии любой ребёнок проходит ряд периодов. В год малыш учится ходить, в два – говорить, в пять начинает понимать смысл прочитанных слов. И если в этот период ребёнок что-то упускает, потери невосполнимы. Так легко научиться этому ему больше не будет дано никогда.
Способности детей, которых считают одарёнными, связаны с ускоренным развитием их интеллекта, считают психологи. Не исключено, что через несколько лет несостоявшегося вундеркинда легко догонят в развитии его ровесники.
С уважением, Елена Бодикова,
психолог центра раннего развития «Логопед plus»
4-09
14.06.2021
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.