Портал для сознательных родителей

Психология детства

Откуда берется интерес к учебе?

Первые шесть лет малыша – период бесконечно важный. Ведь в это время закладывается все: личностные качества, основы мировоззрения, привычки, образ жизни, многие моменты, связанные со здоровьем и развитием. За этот же короткий жизненный период ребенок должен успеть подготовиться к школе. Что это значит? Научиться читать, писать, считать, логически мыслить?… Чем больше ребенок будет знать и уметь, тем лучше он будет подготовлен к школе, считают некоторые родители. Но так ли это? Значит ли это, что, пойдя в школу, ребенок проявит интерес к учебе?

Если шестилетний малыш утверждает, что хочет идти в школу, это еще ничего не значит. Дети тянутся ко всему новому. Но школа – это не только источник интересного и увлекательного для ребенка. Это еще и первый серьезный опыт проявления дисциплинированности, налаживания отношений в коллективе и многого другого. Поэтому если у малыша не сформированы, например, мотивация к учебе или понятие о дисциплине, то будь он хоть семи пядей во лбу, он может спасовать перед трудностями, возникающими в школе.
Дети, которые идут в первый класс, должны обладать несколькими видами готовности:

  • интеллектуальной (широкий кругозор, определенная дошкольная база знаний, логическое мышление, мыслительные операции);
  • мотивационной (ребенок знает, что в школе интересно и что в школу ходить нужно);
  • волевой (ребенок способен делать осмысленные поступки, имеет понятие о дисциплине, «игре по правилам»);
  • социально-коммуникативной (умение вести себя в коллективе);
  • физической (способен посещать школу и учиться, нет медицинских противопоказаний);
  • эмоциональной (отсутствие стрессового состояния, положительный настрой).

Отсутствие любой их этих готовностей влечет за собой трудности, которые рано или поздно проявятся.

За первые шесть лет родитель должен как можно точнее узнать все особенности ребенка: темп восприятия информации, его интересы, как и чем его можно увлечь, каким образом он слушается взрослых и передать учителю, для того, чтобы учитель смог учитывать эти особенности.

Интеллектуальная готовность: что важнее?

У современных дошколят база знаний, как правило, довольно обширна к моменту поступления в школу. Но это ещё не всё. Интеллектуальная готовность – умение совершать мыслительные операции, то есть способность к познанию, а не просто конкретные знания. К интеллектуальной готовности относят способность к концентрации внимания, развитие памяти, умение строить логические связи, степень развитости мелкой моторики.
Все эти способности формируются в процессе любого события в жизни ребенка. Чем больше ребенок понимает и знает предметов, явлений, связей между ними, тем легче ему будет в школе.

Перегибы

  • Часто бывает, что «суперготовность» малыша убивает стимул узнавать новое: ему скучно на уроках, где от учителя он не получает новых знаний.
  • Бывает, что малыша так много и навязчиво учили, что он успел потерять интерес к обучению ещё до школы. Ему просто надоело. А порой требования взрослых настолько завышают планку возможностей дошколёнка, что он просто «до слёз» не хочет воспринимать информацию, непосильную для него.

Мотивация: потребности и интересы

Глубинный побудитель такого вида деятельности, как учеба – познавательная потребность. Но дело в том, что потребность побуждает к деятельности только через возникновение интереса. Интерес – важнейшее звено в этой цепи, проводник. Может получиться так, что при наличии у ребенка выраженной познавательной потребности, но при отсутствии интереса, учеба, тем не менее, хромает.
Если познавательная потребность у ребенка заглушена неправильным воспитанием, то интереса к учебе у него не возникает.
На развитие интереса к учебе влияет и отношение родителей к учебному процессу. Мамы, папы и все окружающие взрослые должны следить за тем, какие они дают оценки школе и учителям, о чем они вспоминают из своей школьной жизни: если эти воспоминания негативные, то еще до посещения школы у ребенка может уже сформироваться подобное же отношение, т. к. своего опыта у малыша ещё нет.

Воля и дисциплина

Бывает, что малыш очень одарен, впитывает все новое с удовольствием, а как только переступает порог школы – понимает, что там скучно и нельзя делать то, что хочется, нужно выслушивать по десять раз одно и тоже. Ребенок просто не умеет принимать правила!
Родители должны понимать, что чем четче установлен режим дня у ребенка, тем спокойнее и быстрее ребенок адаптируется к школе. Тогда с поступлением в школу поменяется только «наполнение» дня, а режим остается прежним.
Четкие правила поведения помогают ребенку формировать волю и дисциплину. Но в правилах должны быть три уровня возможного поведения:

  • действия, которые выполняются всегда и всеми (формируется понятие дисциплины);
  • действия, которые обязательно выполняются, но могут быть исключения в определенных ситуациях (формируется гибкость);
  • действия, которые ребенок выполняет, когда и как пожелает (вырабатывает умение самостоятельно принимать решения).

Ленивых детей и детей с более низким уровнем восприятия знаний необходимо сильно заинтересовать учебой. Каждый родитель хорошо знает, чем увлекается его чадо. Исходя из этого, в игровом виде можно стимулировать развитие малыша. Допустим, ребенок любит рисовать. Пусть рисует, но при этом рассказывает, что он рисует и почему. Можно создавать целые фантастические рассказы, а потом и реальные истории, придуманные ребенком, и дополнять их комплектом новых знаний. Развитие мышления, моторики рук, усидчивости и заодно расширение кругозора обеспечено.

Сложности общения

Некоторые дети учатся на «отлично» лишь потому, что для них существует авторитет взрослых. Однако с возрастом такой авторитет может поменяться на новый круг интересов, старших друзей, и тогда картина изменится с точностью до наоборот.
Если мы хотим помочь ребенку в будущем осознать свои возможности и добиться успеха в жизни, мы должны вырастить его уверенным в себе человеком.
С другой стороны, некоторые родители стараются как можно чаще хвалить своих детей, чтобы они, не дай бог, не выросли закомплексованными. Однако и в этом случае нужно быть осторожными: ребенок обязательно должен иметь опыт не только похвалы, но и порицания (разумеется, справедливого). Малыш должен видеть, что не всё может получаться у него сразу, а что-то может лучше получаться у другого. Когда родители считают, что ошибаться нельзя, то у ребенка формируется страх совершить ошибку, что может привести к не желанию совершать что-то новое.
Многие проблемы первоклашек напрямую связаны с недостатком общения и касаются, в основном, ребят, которые не посещают детский сад. Воспитание вне коллектива не только препятствует полноценному речевому развитию, но и мешает получать необходимый ребенку опыт взаимодействия с другими детьми. Поэтому важно, чтобы «домашний» ребенок чаще гулял на площадке с другими детьми, ходил в гости к родственникам и знакомым, у которых тоже есть дети, посещал школы развития, студии или спортивные секции.

Здоровье

Принимать ребенка таким, какой он есть – это правильный подход с психологической точки зрения. Но порой стоит обратиться и к медицине.
Довольно часто гиперактивность, агрессивность, неспособность наладить контакт с окружающими, невнимательность являются не признаками ошибок воспитания, а симптомами болезни. Малыш, перенёсший гипоксию при рождении, или метеозависимый ребенок может быть капризным не из упрямства, а просто потому, что его нервная система находится в постоянной нагрузке.
Иногда ребенок отстает в учебе из-за скрытых проблем со здоровьем: одна из самых частых причин – утомляемость или плохое зрение.
Нередкими последнее время являются такие диагнозы у дошкольников и младших школьников, как нарушение звукопроизношения (дизартрия) или общее недоразвитие речи (ОНР).
Дизартрия. Если вы не можете сладить со своим малышом – он буквально не сидит на месте – или милая младенческая картавость и неуклюжесть затянулись лет до шести, следует обратиться за консультацией к неврологу. Дети с диагнозом «дизартрия» не выделяются резко среди своих сверстников. У таких детей труднее воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
При общем недоразвитии речи дети испытывают уже не только артикуляционные трудности, у них нарушен фонематический слух, они испытывают трудности при заучивании стихов, обучении чтению, письму.
Для лечения дизартрии и ОНР, как правило, применяют комплексную терапию. Для скорейшего достижения результатов работа невролога должна проводиться совместно с логопедом, психологом и, в ряде случаев со специалистом по лечебной физкультуре.

Родителям лично

Дети весьма склонны к подражательству. Все наши интонации, жесты и действия они копируют. Поэтому воспитание детей должно начинаться с воспитания родителей. Мы должны быть или стать такими, какими хотим видеть наших детей.
Если вы вместе ищете ответы на вопросы, задаваемые вашим любопытным чадом, то развиваете у ребенка интеллектуальные способности. Если вы любите принимать гостей, то учите ребенка доброжелательности к людям, умению находить общий язык с другими. Если вы обожаете читать книги или смотреть и обсуждать фильмы, то… и так далее.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала
психолога Татьяну Мосюк

3-09

Автор: Редакция Bambini

26.05.2021

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Похожие статьи

Случайные статьи