Еще несколько десятилетий назад методика обучения чтению была одна: сначала дети учили названия букв, затем звуки, а потом соединяли буквы в слоги. В последние годы появилось много различных методик, которые в основу обучения ставят разные принципы.
Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе – обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.
Фонетический метод обучения чтению, в свою очередь, подразделяется на систематический и метод внутренней фонетики. В первом случае обучение идет постепенно и последовательно от звуков к слогам, словам и предложениям, второй метод предполагает обучение звукам и буквам в процессе чтения знакомых слов, которые идентифицируются по контексту или рисунку (явному обучению фонетике уделяется меньшее внимание). Систематический метод считается более эффективным. Оба метода требуют довольно высокого уровня мыслительных способностей ребенка, поэтому подходят для детишек постарше: непосредственно перед школой или даже в самой школе (где и распространен).
Методика Мура – по сути, тот же фонетический метод, но как бы «с другой стороны»: ребенок слышит звук в результате нажатия клавиши с буквой. «Учителем» тут является не мама или педагог, а специальная интерактивная среда, то есть лаборатория, где стоит машина, произносящая звуки в ответ на нажатие клавиши с буквами, цифрами, или другими символами. Ребенок учит название звуков и символов, позже ему предлагаются короткие или все более длинные сочетания – слова, предложения, тексты. Обучаемый набирает последовательности на машине и слышит их звучание.
На этой методике часто основываются современные разработчики интерактивных компьютерных обучающих программ для детей.
Наиболее известен в наше время по методике Николая Александровича Зайцева. О слоговом или складовом методе в обучении чтению детей говорил еще Толстой.
За единицу строения языка берется склад – пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.
Такой метод обучения проще, чем овладение тонкостями фонетики, хотя и несет гораздо большую нагрузку на память ребенка: складов более двухсот, что значительно сложнее запомнить, чем буквы алфавита.
Довольно простой для детского восприятия метод обучения чтению детей, даже самых маленьких.
У нас этот метод известен как метод Глена Домана. Согласно этой методике, детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. Ребенку показывают не буквы или склады, а целые слова, написанные на карточках определенного размера большими красными буквами. Карточки заранее готовятся родителями и показываются ребенку по несколько раз в день. Постепенно старые карточки меняются на новые. Доман считает, что ребенок, увидев несколько раз слово, запомнит, как оно читается и со временем поймет правила чтения. Недостатком этой методики является ее большая трудоемкость.
Метода целых слов придерживается и Сесиль Лупан. По ее мнению, для того, чтобы приобщить ребенка к чтению целыми словами, в квартире необходимо везде развесить черно-красные таблички «ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ», «ШКАФ», «КРОВАТЬ» и т. д., красным цветом выделяются гласные. Карточки нужно периодически обновлять.
В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.
Одна из особенностей – фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.
Педагоги, работающие по системе Марии Монтессори, не учат детей писать, читать или считать. Они наблюдают за ребенком, отслеживая круг его интересов. На основе этого учителя создают среду, необходимую для развития каждого конкретного ребенка. Дети учатся сами с помощью Монтессори-материалов, которые выбирают по желанию.
Особенностью метода обучения грамоте Марии Монтессори является то, что дети сначала учатся писать, а потом уже читать. Причем, начинается обучение с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче. Занимаясь с Монтессори-материалами, дети готовят руку к письму. (Например, используются прописные буквы из шершавой бумаги, которые малыши обводят пальчиками, запоминая тем самым начертания букв.)
Будьте осторожны! Излишняя увлеченность родителей необходимостью раннего обучения, неправильные и несоответствующие особенностям малышей методики могут приводить к нарушениям здоровья ребенка, стрессам и полному нежеланию учиться и в принципе воспринимать новые знания.
2-09
03.05.2021
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.