Портал для сознательных родителей

Нескучная педагогика

Учимся читать. А как?

Еще несколько десятилетий назад методика обучения чтению была одна: сначала дети учили названия букв, затем звуки, а потом соединяли буквы в слоги. В последние годы появилось много различных методик, которые в основу обучения ставят разные принципы.

Фонетический метод

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе – обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.
Фонетический метод обучения чтению, в свою очередь, подразделяется на систематический и метод внутренней фонетики. В первом случае обучение идет постепенно и последовательно от звуков к слогам, словам и предложениям, второй метод предполагает обучение звукам и буквам в процессе чтения знакомых слов, которые идентифицируются по контексту или рисунку (явному обучению фонетике уделяется меньшее внимание). Систематический метод считается более эффективным. Оба метода требуют довольно высокого уровня мыслительных способностей ребенка, поэтому подходят для детишек постарше: непосредственно перед школой или даже в самой школе (где и распространен).

Метод Мура

Методика Мура – по сути, тот же фонетический метод, но как бы «с другой стороны»: ребенок слышит звук в результате нажатия клавиши с буквой. «Учителем» тут является не мама или педагог, а специальная интерактивная среда, то есть лаборатория, где стоит машина, произносящая звуки в ответ на нажатие клавиши с буквами, цифрами, или другими символами. Ребенок учит название звуков и символов, позже ему предлагаются короткие или все более длинные сочетания – слова, предложения, тексты. Обучаемый набирает последовательности на машине и слышит их звучание.
На этой методике часто основываются современные разработчики интерактивных компьютерных обучающих программ для детей.

Складовый, или слоговой метод

Наиболее известен в наше время по методике Николая Александровича Зайцева. О слоговом или складовом методе в обучении чтению детей говорил еще Толстой.
За единицу строения языка берется склад – пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.
Такой метод обучения проще, чем овладение тонкостями фонетики, хотя и несет гораздо большую нагрузку на память ребенка: складов более двухсот, что значительно сложнее запомнить, чем буквы алфавита.
Довольно простой для детского восприятия метод обучения чтению детей, даже самых маленьких.

Метод целых слов

У нас этот метод известен как метод Глена Домана. Согласно этой методике, детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. Ребенку показывают не буквы или склады, а целые слова, написанные на карточках определенного размера большими красными буквами. Карточки заранее готовятся родителями и показываются ребенку по несколько раз в день. Постепенно старые карточки меняются на новые. Доман считает, что ребенок, увидев несколько раз слово, запомнит, как оно читается и со временем поймет правила чтения. Недостатком этой методики является ее большая трудоемкость.
Метода целых слов придерживается и Сесиль Лупан. По ее мнению, для того, чтобы приобщить ребенка к чтению целыми словами, в квартире необходимо везде развесить черно-красные таблички «ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ», «ШКАФ», «КРОВАТЬ» и т. д., красным цветом выделяются гласные. Карточки нужно периодически обновлять.

Метод целого текста

В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.
Одна из особенностей – фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Метод Монтессори

Педагоги, работающие по системе Марии Монтессори, не учат детей писать, читать или считать. Они наблюдают за ребенком, отслеживая круг его интересов. На основе этого учителя создают среду, необходимую для развития каждого конкретного ребенка. Дети учатся сами с помощью Монтессори-материалов, которые выбирают по желанию.
Особенностью метода обучения грамоте Марии Монтессори является то, что дети сначала учатся писать, а потом уже читать. Причем, начинается обучение с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче. Занимаясь с Монтессори-материалами, дети готовят руку к письму. (Например, используются прописные буквы из шершавой бумаги, которые малыши обводят пальчиками, запоминая тем самым начертания букв.)

Будьте осторожны! Излишняя увлеченность родителей необходимостью раннего обучения, неправильные и несоответствующие особенностям малышей методики могут приводить к нарушениям здоровья ребенка, стрессам и полному нежеланию учиться и в принципе воспринимать новые знания.

Правила, обязательные для успешного обучения чтению

  1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
  2. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
  3. Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
  4. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
  5. Важна не длительность занятий, а их частота и регулярность. Будьте последовательными в обучении чтению.
  6. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими. Ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
  7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что Вам подскажет ваша фантазия).
  8. Нежелание ребенка заниматься – знак того, что Вы не учли возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
  9. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
  10. Не сравнивайте успехи Вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
  11. Никогда не начинайте занятия, если у Вас или Вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

2-09

Автор: Редакция Bambini

03.05.2021

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Похожие статьи

Случайные статьи