Портал для сознательных родителей

Нескучная педагогика

Эти ужасные трехлетки, или Возраст безграничного трудолюбия

Ответы на популярные вопросы родителей о трехлетках и о Монтессори-методике

Отвечает наш эксперт – Галина Алексеевна Любина,

 «В чем состоит основное отличиеилиосновная психологическая особенностьтрехлетних детей?»
–Трехлетние малыши-крепыши отличаются невиданной способностью к подражанию всего увиденного и услышанного, необычной активностью и страстным желанием делать то, что делают взрослые. Пока их трудоваяактивность не связана с желанием достичь результата,трехлеток привлекает сам процесс.
«О, дайте, дайте мне свободу!» – пел о своем страстном желании князь Игорь в одноименной опере. А если бы о своих страстных желаниях пели трехлетки, то их арии звучали бы так: «О, дайте, дайте нам работу!»

 «Почему наш некогда милый и покладистый ребенок стал к трем годам таким упрямым, несогласным, вредным, неуживчивым«негативистом»?»
Потому что он дорос, дозрел до возраста «Я САМ», до кризиса трех лет (хотя многиесовременные дети«дозревают»уже и в два годас небольшим).Доросдо жгучей потребности в бытовойежедневной работе, в самостоятельности, в признании своих прав человека и члена семьи, в уважении, а не в жалости и сюсюканьи. До 2,5–3 лет малыши обычно милы, забавны, естественны, хитры и одновременно непосредственны, но к трем годам они хотят стать родителями, то есть выполнять роль родителей, а значит заботиться и о себе, и о других, хотят работать, трудиться, подражая взрослым членам семьи, своим родителям.
Общеизвестно, что причин для капризов у трехлеток очень много, но зачастую они имеют ту основную причину, что у мамы с папой совершенно нетжелания понять возросшие потребности и возможности своего чада в работе, в бытовой, продуктивной или другой интересной для малыша деятельности и удовлетворить их.
Современные мамы и папы и времени лишнего не имеют, да и не горят особымжеланиемпосвятить его малышу. То ли дело – откупиться игрушками: мол, на, играй и дай мне возможностьзаняться своим делом или, наконец-то,отдохнуть.А уж до чеготаким родителямудобны и «полезны»мультики!


 «У нас очень быстрый малыш, который хватается за все, но никак не занимается больше нескольких минут. Скажите, почемуон такой увлекающийся, нонеусидчивый?
– Сама природа (или Господь Бог, кому как удобнее думать) заложили в малышей особую потребность – успеть все попробовать, все пощупать, понюхать, все испытать в этом мире, в который они так недавно пришли. Тут не допостепенности, усидчивости и «качества работы»,тут надовремя не упустить,успеть побыстрее испытать себя и весь доступный окружающий мир!
Еще в 1840 годы великий философ, математик и педагог, создатель теории и практики семейного и дошкольного воспитания Фридрих Фребель утверждал, что каждый ребенок рождается с четырьмя инстинктами-потребностями:1) деятельности, 2) познания, 3) красоты (эстетическим),4) Веры, Надежды и Любви (религиозным, в раннем возрасте – Веры во всемогущество родителей).
Первые два инстинкта (или потребности) признаны всем современным психологическим и педагогическим научным миром, а два других вызывают споры междуучеными-атеистами и идеалистами. Во всяком случае, все современные представители наук о воспитании разделяют точку зрения о том, что психика ребенка развивается в деятельности и деятельностью определяется.Имеется в виду деятельность полисенсорная, означающая, что в ней участвуют все органы внешних чувств, а особенно руки, которые, по определению философа Э. Канта, являются «выдвинутым наружу головным мозгом».
Придет время, когдамалыш будет уже более усидчив и не будет так торопиться: он уже многое к тому времени попробует на вкус, на цвет, на вес, на гладкость-шероховатость, на температуру и прочие качества и свойства.
Потому делаем вывод: удовлетворить потребность в разнообразнейшей деятельности, так как через деятельность и только через деятельность малыш осуществляет познание, – первейшая задача родителей.
Удовлетворить потребность в разнообразнейшей деятельности, так как через деятельность и только через деятельность малыш осуществляет познание, – первейшая задача родителей.

 «Что мы можем упустить, не успеть дать нашему трехлетке?»
– Вы - современные мамы и папы и потому, конечно, начитанные, эрудированные, большие теоретики и знатоки задач и проблем обучения и воспитания. Вы, естественно, знакомы со всеми наимоднейшими и наисовременнейшими системами и методиками обучения и воспитания в духе «после трех уже поздно». Автор же известной книги и модного девиза-кредо«после трех уже поздно» Масару Ибука про раннее чтение, письмо и счет до трех лет не упоминал и про академические знания тоже не говорил. Поздно будет, по его мнению, если не развивать все видыощущений и восприятий, на которыхзатем базируются и память, и воображение, и мышление.

 «Боясь что-либо упустить в развитии нашей трехлетки, мы хотим водить ее на развивающие занятия в центр или студию. Посоветуйте, что нам выбрать, чтобы малышка стала талантливой?»
– Я тоже уверяю, что не стоит опаздывать, многое действительно может быть поздно, когда упущен, прошел наиболее благоприятный, то есть сензитивный период для обучения определенному умению. (О сензитивных периодах читайте в статье в «Bambini-2-2017»).Только не рекомендую верить тому, что есть чудодейственныеметодики иливсяческиестудии и центры, где ваш ребенок станет если не гением, то хотя бы непременноочень-оченьумным, развитым и даже талантливым. Для этого и ежедневных посещений будет недостаточно. Да и статистика свидетельствует о том, чтонаследственность пока никто не отменял, и прежде всего «ребенок учится тому, что видит у себя в дому»…

Конечно, все занятия с малышкой очень полезны, толковые и опытные педагоги различных студий и центров дадут многое вашей малышке… Но насчетталантов …. Это пока вопрос, на который возможен ответ только Господа Бога.

 «Мы водим ребенка в группу, работающую по методике Монтессори. Скажите, наш малышбудет опережать других в своем развитии?»

– Вы продвинутые родители и вам повезло:  посещаете с малышом уже не простополутора часовые занятия в Монтессори-студии, а дождались очереди в стационарной государственной или частной группе, работающей по системе М. Монтессори… Решаться ли проблемы опережающего развития или даже воспитания таланта? Вопрос сложный, ответить на него трудно,даже если группа оборудована по классическим канонам системы Монтессори и там работают опытные и знающие педагоги. Все зависит и от вас, родителей, и от педагогов, и от множества других факторов.
А когда вы, наши «продвинутые» родители, видимо, услышали от педагогов о чудесных результатах воспитания в этой группе «по Монтессори», то сразу и решили, что ваше дитя тоже добьется если не великих, то опережающих результатов, больших образовательных успехов. Вполне возможно, но… Нотолько если вы, родители, и в семье будете придерживаться той самой системы воспитания самостоятельности через активную деятельность.Будете делать не за ребенка, не вместо ребенка, а вместе с ребенком, чтобы вскоре он смог сделать это сам! «Помоги мне сделать самому», – это обращение ребенка к взрослому является девизом Монтессори-воспитания.

О выборе Монтессори-группы…

Вы нашли такую группу, где увидели огромное количество изумительных пособий, дорогостоящих высококачественных классических учебно-игровых Монтессори-материалов? Это ведь непременное и обязательное условие для оборудования классической Монтессори-группы. Кстати, во всем педагогическом мире пособия апробированы и признаны как самообучающие материалы.
В группе пособия должны быть расположены в свободном доступе на открытых полочках по «зонам»-центрам: сначала«зона навыковпрактической жизни»,за ней«сенсорная зона», за ними – «математическая зона», далее – «зона графической (письменной) речи» (она же «зона письма и чтения»), еще дальше – «зона науки», которую педагоги называют «зоной космического воспитания». И в центре – огромное пространство для движений с начерченным на полукругом или эллипсом – это«зона развития крупной моторики» и место для совместных встреч. Материалы, или пособия, их качество, цвет и красота притягивают, а порядок расположения и логика дизайна группывпечатляют и детей, и взрослых.
Если всего этого вы, родители, не увидели, тогда это не совсем та Монтессори-группа...

 «Почему педагоги в нашей Монтессори-группе не хотят учить нашего трехлетнего мальчика читать и считать? Он у нас очень умный, интересуется книгами…»

– Общепринято, что педагоги Монтессори-групп обязательно разъясняют родителям, насколько важно придерживаться принципов Монтессори-системы и соблюдать постепенность в освоении учебно-игровых материалов, не требовать от ребенка того, к чему пока природа его не подготовила.Предупреждают мам и пап, что не стоит просить воспитателей вести их наследника сразу в математическую или письменную зону, «потому что он у нас такой развитый».
И все потому, что все на свете дети развиваются по заданным природой законам, начинать воспитание талантов малыша педагоги порекомендуют с бытовых умений и навыков, с умения себя обслужить, постирать, покормить,с умения правильно, даже красиво пользоваться столовыми приборами и вести себя за столом,умения передавать другомуприбор или кушанье, предлагать его, с умения стол накрыть, а потом и посуду помыть, даже порекомендуют научить обувь чистить и пол мыть. Конечно, родители могут возмутиться: «Порекомендуют то, что и без Монтессори-группы можно воспитать!».Все так, толькоэто и есть самое важное и нужное, самое базовое, самое сензитивное воспитание трехлетки. Ну, а если ваш малыш так интересуется книгами, то в группе много и читают детям, и рассказывают. Ранний интерес к буквам зачастую вовсе не является признаком интереса к грамоте и самостоятельному чтению. Буква интересует чаще как картинка. Интерес к самостоятельному чтению не стоит форсировать, так как знания пока малыш получает не через чтение, а через практическую деятельность. Хотя мне известны очень редкие случаи раннего интереса именно к чтению, но при этом почему-то этидети не умели того, что другие делали умело. Кстати, интерес «читательский» долго не удерживался, иногда даже превращался в отторжение от чтения. Но это из моей практики, у вас есть и свои примеры.
Но если дома ваш ребенок занят просмотром мультиков и не имеет доступани к одному из домашних дел и инструментов, если его, трехлетку, считают не способным ни постирать свои носочки-платочки, ни помочь маме приготовить салат, ни вместе с папой гвоздик забить, а постоянно гонят к книжкам, заставляя читать, а еще чаще – к мультикам илиигрушкам, чтоб не мешал, то вряд ли даже Монтессори-группа разовьет его способности. И если, невзирая на сопротивление малыша, тащат к буквам и цифрам и пытаются дать академические знания, тоже талантов не развить – природа не подготовила для этого базу.
Основы личности, характера и даже талантов и способностей закладываются в семье. И уж если мы говорим о системе М. Монтессори, то создательница методики предупреждала, что ее педагогика создана не для замены семейного воспитания, а для помощи, содействия и дополнения ему, для обучения родителей пониманию своих детей и помощи в психическом саморазвитии детей.

 «Чем полезным стоит занять нашего негативиста-трехлетку дома?»

– Во-первых, настоятельно не рекомендую для трехлетки покупать множество разрекламированных игрушек, особенно пластмассовых, пластиковых, которые сейчастолько ленивый производитель не называет развивающими.Что же рекомендую?Рекомендую исправлять возрастной негативизм тем, что настоятельно требуется трехлетке, а именно – ему требуется работа. Трудотерапия –от всяческих возрастных проблем. Все великие исследователи и знатоки детского развития (Ф. Фребель, М. Монтессори, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков и другие) пришли к одному простому выводу: трехлеткам важно вовремя, в сензитивный период, научиться бытовым умениям, которые и составляют основу и общей, и бытовой культуры, которые развивают моторику, сенсорику (органы внешних чувств, которые составляют базу мышления), восприятие, память, мышление и важнейшие личностные качества.
Возраст безграничного трудолюбия очень скоро пройдет, потому поспешите и обеспечьте дома трехлетнего трудягу инструментами, оборудованием, рабочим местом и своим временем и вниманием. Только вниманием не уличающим, а поддерживающим! Это значит, что на ошибки и промахи малышасмотрите, как на необходимый элемент обучения, не обращая на них особого внимания («дело житейское, на ошибках учимся»), а все успехи замечайте и отмечайте такими, например, фразами: «Это то, что надо!», «У тебя здорово получается!», «Ты делаешь это красиво!», «Я восхищена!», «Помощником растешь», «И чтобы мы без тебя делали?!», «Мастер!», «Классно!».
 «Как воспитать инициативность в нашем ребенке, которого мы пытаемся воспитывать по-Монтессори?»
– Вы, родители, как и многие другие,конечно, хотите, чтоб ваш малыш вырос инициативным, предприимчивым, сообразительным, не боялся трудностей, неудач, умел общаться, преодолевать препятствия. Вот и учите его общению с вами, с окружающими, учите своим примером взаимодействия в любой совместной деятельности, в играх, в домашней работе. Почему-то очень часто родители или бабушки-дедушки, стремясь чему-то научить, самиотучают от любой инициативы, подмечая промахи и даже выхватывая из пока неумелых рукмалышаинструменты, посуду, да и любую работу. Малыш слышит: «Опять разлил!», «Уйди и не трогай, мал еще!», «Нехватай, не справишься», «Не мешай, отстань!». Сколько«заботы» в таких вот рекомендациях: «Тебе нельзя братьножницы: порежешься!», «Неприкасайся к ножу: он острый, поранишься», «Молотокнельзя брать: пальцы побьешь».
Почему же потом родные удивляются пассивности, безынициативности, страхам и тревожности подросшего наследника, который не оправдал их надежд, не оценил их забот и тревог. Вспомните про «впитывающий разум», о котором не уставала повторять Монтессори. (Мы о нем писали в предыдущей статье). То, что вы, заботливые родители, не желая того, внушили сейчас, останется на долгие-долгие годы. Такая заботливость не для трехлетки. Нельзя забывать про важность уважения и доверия даже к самому крохотному малышу.
 «Какое оборудование и какое рабочее место требуется будущему мастеру?»
– Оно есть в каждом доме и на каждой кухне.Только не гоните малыша из кухни.Кухня – центр детского развития.
Ребенок сам вам подскажет, что ему интересно, нужно и важно для саморазвития, самосовершенствования.
«Каждый ребенок рождается с внутренним«гидом», экскурсоводом, который подсказывает нужное занятие в нужном возрасте. Взрослым важно только уметь наблюдать и предоставлять ребенку то, что требует его «гид», его природа», – утверждала Мария Монтессори.
В возрасте безграничного трудолюбия«внутренний гид» требуетприобретения бытовых умений, он, «гид», влечет ребенка на кухню, в мастерскую, к дедушкиному верстаку или к папиной машине, туда, где взрослые что-то делают руками, ремонтируют, изготавливают, создают. Каждому папе или деду не стоит большого труда раздобыть пенек и наделать в немотверстий, в которые малыш будет забивать гвозди. Если молоточек окажется еще и с гвоздодером, то трехлетке будет интересно вытаскивать другой стороной инструмента им же вбитые гвоздики и бесконечно совершенствоваться в умении точно бить по шляпке. Глаз будет учить руку, а рука –глаз.
Вы хотите, чтоб ваш работяга-малыш имел при этом еще и хороший аппетит? Тогда покажите ему, например, как резать вареные овощи (картошку, морковь, свеклу) фруктовым ножом (им порезаться невозможно) и разрешите приготовить для всей семьи винегрет (лук нарежете сами), полив растительным маслом. Обещаю, ему понравится и готовка, и еда. Попутно у малыша разовьется и глазомер, и будет отрабатываться и совершенствоваться сила и точность движений кисти руки, а главное, будет формироваться уверенность в своих возможностях, способностях, и , конечно, постепенно появятся качества хозяина, трудяги и помощника.

 «С какого возраста можно учить ребенка играть с тестом?»

– Хоть с одного года, если использовать кусочек теста в качестве тренажера или массажера для кисти. Сознательно и интересно работа с мукой и тестом происходит после двух лет. Работа с тестом – также важный этап подготовки кисти детской руки к письму, и не только. Пусть маленький помощник наблюдает за последовательностью приготовления теста и участвует во всех его этапах. Обычное просеивание муки через сито у трехлеток вызывает восторг, сродни творческому вдохновению! Но самостоятельное просеивание! Через какое-то время попросите малыша напомнить вам, чтонужно для приготовления теста и в какой последовательности эти ингредиенты закладывать. Внимание и память у малышей особые, непроизвольные,они запоминают интересное или необычное, или то, в чем участвовали сами. Про тесто обязательно запомнят, если самостоятельно трудились во всю силу. А как здорово разминать кусочек теплого пахнущего теста, лепить из негофигурки, отщипывать малюсенькие кусочки! Раскатывать кусочек теста интересно: был шар, а стал лист! Хотите научить азам геометрии? Пожалуйста! Для этого нужны формочки-вырезалки и ваши комментарии: «Смотри, это кружок, это треугольник, а это вырезали ромбик, звездочку, вот квадратик, давай вырежем и трапецию». Работают руки, глаза, нюхает нос, язык пробует на вкус,уши слышат новые слова, идет развитие внимания и наблюдательности, памяти, мышления и даже фантазии. «На что похожа эта фигурка? А сейчас? А если так слепить?»

 «Не поздно ли в три года начинать обучать счету? Какое время является для этого сензитивным?»
– Насчет развития счетных умений трехлетки даю совет такой: не торопитесь. Специалисты по детству, как теоретики, так и практики, отмечают, что интерес к счету и количеству появляется у детей к четырем годам. До  четырех лет можно научить только счетным словам, так называемой «рядовой речи». Трехлетний ребенок с  хорошей слухоречевой памятью запомнит количественный счет как стихи, сможет продекламировать счетные слова от 1  и аж до 10 или 20. Но это «из другой оперы». Хорошо, если трехлетка понимает, показывает, где много и мало, больше и меньше и считает осмысленно до  трех. Осмысленно – значит, может показать, где три предмета, а где два и один. Еще лучше, если по вашей просьбе он сумеет принести три ложки или чашки. Обучение трехлетки пониманию и «установлению взаимно однозначного соответствия» (так звучит математический и методический термин) проходит просто, если приучаете малыша помогать вам, родителям, накрывать стол к семейной трапезе.
Вот простой тест. Попробуйте проверить своего трехлетку и попросите его поставить три тарелки: одну папе, одну маме и одну ему, трудяге. Затем попросите к каждой тарелке принести по одной ложке. При этом малыш может вас заставить встать рядом с приборами, чтобы убедиться во «взаимно однозначном соответствии». Здесь ребенок практически решал трудную задачу, соображая «столько же, сколько», «одинаково», поровну», «всем хватит или нет»…
 «А как насчет развития речи и словарного запаса в этом возрасте?»
Трехлетние дети обычно уже хорошо говорят. Если этого не случилось – срочно к логопеду! Речь развивается, как и все остальное, в деятельности. «Труд создал человека мыслящего и говорящего», – так писал классик, и Монтессори это подтверждает.Речь ребенка, особенно диалогическая, развивается именно в интересной и полезной работе и в дружеском общении.Словарный запас пополняется осмысленно и быстро, прочно осваиваются самые важные слова и понятия всех частей речи!
Дома, в быту, на кухне закладываются основы той лексики, которая составит основу житейского словаря. Нужно только, чтобы мама и другие члены и друзья семьи, родственники употребляли точные наименования предметов и вообще говорили правильным, то есть литературным языком. Чтобы малыш, например, слышал и на всю оставшуюся жизнь запоминал и использовал литературную, а не  просторечную форму глагола класть: «Это нужно класть, а не «ложить».
 «А как насчет игрушек в этом возрасте? В частности, кукол и кукольных домиков?»
– Очень важные и полезные игрушки и для девочек, и для мальчиков. Куклы, зверушки учат заботе, вниманиюк ближнему. С этими игрушками дети чувствуют себя родителями, заботятся о них, кормят, укладывают, возят, играют в дочки-матери и при этом постоянно говорят и за себя, и за кукол. Развивается ролевая игра и сопровождающая ее ролевая речь. Послушайте в это время своего ребенка, и вы многое о себе и своем поведении узнаете.
 «Что читать трехлетке? Сколько времени отводить для чтения?»
– Все, что слушает, и столько времени, сколько слушает. Малышам нравятся и народные сказки с персонажами животными , и бытовые со стариками и непослушными внучатами, и авторские сказки, и короткие рассказы о детях и зверятах. Ритмизированная стихотворная речь авторских сказок действует на трехлеток завораживающе. Особенно радуют трехлеток тексты, где авторы преднамеренно что-то перепутывают. Например, «Путаница» Корнея Чуковского. Услышать о том, что звери перепутали свои «языки», свою природную речь, и знать, как правильно они должны говорить, огромная интеллектуальная радость! Как же славно почувствовать малышу свое интеллектуальное превосходство! «Замяукали котята: «Надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята, хрюкать!». Эту фразу дети повторяют, веселясь и наслаждаясь. Они уже давно знают! Малыши и юмор в три года чувствуют! Еще как, если вы с ним много читаете веселого и смешного. Талантливого слушателя потом легко будет превратить в талантливого читателя.
Только если вы уже приучили его к мультикам, телевизору, гаджетам, то слушать просто чтение ваше дитя вряд ли захочет. Развитое слуховое внимание – сверхважное качество для будущего обучения в школе! Гаджеты его не разовьют, в лучшем случае – заменят на зрительное…
Но это уже другая тема. Мыпоговорим о пользе и вреде современных гаджетов в следующей статье…

Автор: Галина Алексеевна Любина

22.07.2020

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Похожие статьи

Случайные статьи