Цель: тренировать аналитическое мышление, умение сравнивать и находить общие признаки.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и др. У каждого ребенка - один рисунок. Можно вместо рисунка использовать окружающие предметы.
Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок» и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: 1-й вариант. каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Один из детей – хозяин теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок условный, например, ковер или часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
– Тук, тук, кто в теремочке живет?
– Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
– А я – (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?
– Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, найти и назвать общий признак. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
2-й вариант. То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется: вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в «почетные». И так, пока все играющие примут участие в «ротации».
3-й вариант. Теремков и их хозяев несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.
Примечания.
Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка.
Игра пройдет живее, если предварительно детей познакомить с понятиями «система, функции, свойства объектов» и немного потренировать их в назывании свойств предметов. Дети чаще называют внешние и подсистемные параметры, реже надсистемные и функциональные.
Задача для родителей: как изменить игру, чтобы дети были вынуждены искать надсистемную общность?
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение сравнивать и находить отличия.
Предшествующий этап: игра «Теремок». В отличие от нее в данной игре дается зрительная опора только на один предмет сравнения, другой нужно представлять мысленно.
Реквизит: то же, что в игре «Теремок».
Ввод в игру: в толпе раздаются крики:
- Держи вора, он высокий такой!
- Держи вора, вот он в черной шляпе!
Никто не заметил самого вора, никто не может описать его полностью. Но сыщики находят вора даже по отдельным признакам... Так и мы попытаемся найти «вора», зная некоторые его признаки.
Ход игры: 1-й вариант. Каждый ребенок держит перед собой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3–4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки, кому быть «вором», и дети называют его признаки (например, чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущий сообщает им признаки вора и зовет: «Держи вора!» Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого-то задержал, ведущий говорит «стоп!» и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сыщик указывает на своего задержанного и говорит: «Это вор, потому что он... (называет известный ему признак, например, «С ручкой»)». Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: «Нет, я не вор, потому что... (например, если «задержана» сумка: «Вор хранит чай, а я – книжки»). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остается добровольно признаться. Пусть отдает «украденное» и получает прощение. Сыщиков можно награждать.
2-й вариант. То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.
Примечание. Сюжету игры можно придать более «благородные» черты. Инициатива здесь предоставляется ведущему.
Зачем детям теория решения изобретательских задач?
27.10.2020
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.