Портал для сознательных родителей

Младенчество

Правильное питание – правильное развитие

Нормальное развитие ребенка от зачатия до завершения его роста и созревания определяется, прежде всего, оптимальностью его пищевого рациона...

Идеальные условия для новорожденного малыша с точки зрения пищевого рациона будут, если мама ребенка рационально питалась, когда она была девочкой, девушкой, женщиной до беременности, во время беременности и во время кормления грудью.
Детская диетология накопила огромное количество фактов, свидетельствующих о том, что недостаток или избыток каких-либо пищевых веществ в растущем организме может даже вызвать изменения ДНК или неправильное «считывание» гена, привести к пожизненным неблагоприятным изменениям в росте, функциях многих клеток и органов.

Первое питание малыша

В современном мире грудное вскармливание рассматривается как высокоэффективный способ обеспечения здоровья и развития детей грудного возраста.
Грудное молоко является уникальным, индивидуальным и незаменимым продуктом питания для ребенка на первом году жизни.

Первый прикорм

Несмотря на несомненные достоинства материнского молока по мере роста ребенка необходимо введение в его рацион и других продуктов питания.
В мировой практике и в настоящее время в странах СНГ к прикорму относят все продукты, кроме грудного молока и смесей.
Введение прикорма удовлетворяет возросшие потребности ребенка в ингредиентах, энергии, минеральных солях (железо, кобальт, марганец, фосфор, магний и др.).
С прикормом ребенок начинает получать пищевые нутриенты, которых нет в грудном молоке. Они необходимы для дальнейшего роста и развития ребенка, например, растительные белки, жиры, пищевые волокна и многое другое.
Появляется возможность заложить правильную вкусовую ориентацию (об этом подробнее далее).
Кроме того, введение прикорма – первый шаг к освоению навыков потребления густой пищи, жевания, навыков пользования ложкой, чашкой и т. д.

Спорный вопрос – когда?

Возраст, в котором в рацион питания ребенка нужно ввести другие продукты, строго индивидуален. Он определяется рациональностью питания кормящей матери, а также готовностью самого ребенка к введению этих продуктов.
Признаками готовности ребенка к введению прикорма являются:

  • угасание рефлекса «выталкивания» языком при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи;
  • готовность ребенка к жеванию;
  • состоявшееся или текущее прорезывание зубов;
  • самостоятельное сидение (или с небольшой поддержкой) и умение показать головой или рукой эмоциональное отношение к пище: голодный ребенок тянется в сторону подаваемой ложки с едой или отворачивает голову, когда насытится, или рукой отстраняет кормящего;
  • зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для усвоения небольшого количества прикорма без расстройств пищеварения и аллергических реакций на этот продукт.

В соответствии с вышеперечисленным, большинству детей прикорм вводится не ранее 4 и не позже 6 месяцев.
Более раннее введение прикорма приводит к уменьшению объема лактации, увеличивает риск аллергии, дисфункций кишечника и кишечных инфекций.
Позднее введение прикорма может привести к дефициту в рационе белка, микронутриентов, особенно железа и цинка. Происходит задержка развития такого навыка, как жевание и глотание густой пищи.

Основные правила прикорма

При назначении прикорма следует придерживаться следующих правил:

  • введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества, постепенно (за 5-7 дней) увеличивают до необходимого объема; при этом внимательно наблюдают за переносимостью;
  • новый продукт (блюдо) следует давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на его введение;
  • овощной прикорм начинают с одного вида овощей, затем постепенно вводят другие продукты данной группы. Введение фруктовых пюре и каш также начинают с монокомпонентных продуктов;
  • прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью;
  • новые продукты не вводят, если ребенок болен и в период проведения профилактических прививок.

Формируем вкусовые привычки

Представляет большой интерес современная точка зрения на формирование вкусовых привычек. Доказано, что пренатальный (до рождения) и ранний постнатальный (сразу после рождения) вкусовой и обонятельный опыт влияют на пищевые привычки в детском и взрослом возрасте. Поэтому беременным женщинам и кормящим матерям рекомендуется употреблять те продукты, которые она хотела бы предложить своему ребенку позже.
Принципиально важным моментом для матери является тот факт, что следует настойчиво предлагать ребенку сначала пробовать, а лишь затем съедать новые продукты разнообразного вкуса и состава. Мать должна предлагать новую пищу, показывать новые продукты, принимать пищу в присутствии ребенка, повторять предложение в случаях первоначального отказа. Установлено, что для «принятия» нового вкуса может потребоваться до 8-10 попыток введения нового блюда, а в отдельных случаях и 12-15 попыток.
Первоначальный отказ от нового блюда – обычное явление, его нельзя воспринимать как окончательное и необходимо терпеливо приучать ребенка к новому вкусу.
Соль в пюре лучше не добавлять, чтобы сформировать правильные вкусовые привычки. Тяготение к соленому формируется после 10 месяцев жизни.

Для сохранения лактации, в период введения продуктов и блюд прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребенка к груди.

Привередливый ребенок

Научного определения привередливости в пище не существует. Однако родители обычно хорошо чувствуют привередливость ребенка в пище. Она проявляется в форме согласия принимать только несколько определенных продуктов, отказом от попыток пробовать новые продукты, полным отказом от некоторых видов продуктов, четким проявлением пищевых предпочтений, в том числе предпочтений в области метода приготовления и подачи.
Исследования показали, что периодически возникающая (не исключающая целые спектры пищевого рациона) привередливость в пище не сопровождается изменениями потребления пищевых веществ, нарушениями роста или веса – то есть не влияет на здоровье и на скорость роста ребенка.
Поскольку эффективных методов воздействия на уже сформировавшуюся привередливость в пище пока не найдено, применяют ряд общих рекомендаций по кормлению:

  • проявлять выдержку; периодически возникающая привередливость в пище может оказаться этапом нормального развития;
  • обеспечить большое количество разнообразных сочетаний новых и знакомых продуктов и позволить ребенку младшего возраста выбирать из них;
  • вновь и вновь давать ребенку определенные продукты, чтобы он к ним привык;
  • если ребенок отказывается от определенного продукта, уберите его и вновь предложите его позднее; не следует заставлять детей младшего возраста есть или быстро заканчивать прием пищи;
  • задача родителей – обеспечить ребенку разнообразие продуктов и дать возможность выбрать виды и количество принимаемой пищи;
  • поскольку привередливость в пище и отказ от всех видов пищи, кроме нескольких строго определенных, может привести к нарушению роста и недостаточному поступлению пищевых веществ, у таких детей следует контролировать процесс роста и характер питания;
  • если отказ от всех видов пищи, кроме нескольких строго определенных, сохраняется, контроль роста следует проводить чаще обычного.

Детское вегетарианство

Вегетарианство – отказ от употребления в пищу мяса и/или молока и яиц с усиленным потреблением в качестве источников энергии и нутриентов пищи растительного происхождении (овощи, фрукты, ягоды, орехи, зерновые культуры и т.д.).
Условная квалификация различных вариантов вегетарианства может быть представлена следующим образом:

  • полувегетарианство (semi-vegetarianism): частое употребление в пищу мяса (не красного), то есть рыбы или птицы (обычно имеются индивидуальные предпочтения);
  • лакто-ово-вегетарианство (lacto-ovo-vegetarianism): отказ от мяса, рыбы и морепродуктов, но употребление в пищу яиц, молока и меда.
  • лактовегетарианство (lactovegetarianism): отказ от мяса, рыбы и морепродуктов, яиц, но употребление в пищу молока и меда.
  • полное вегетарианство/веганство (total vegetarianism, veganism: non lacto-ovo-vegetarianism): отказ от употребления в пищу мяса, рыбы и морепродуктов, яиц и молока. Мед иногда используется представителями веганства в качестве допустимого продукта питания.

На протяжении многих лет не прекращаются дискуссии относительно положительных и негативных эффектов питания, лишенного нутриентов животного происхождения, особенно в детском.
По мнению одних специалистов, дети и вегетарианство несовместимы, другие считают режимы питания, основанные исключительно или преимущественно на пище растительного происхождения, не только пригодными, но и полезными для детей.
К числу сторонников последней концепции относятся Американская диетическая ассоциация (2009), Ассоциация диетологов Канады (2003), Британский институт питания (2005), Диетическая Ассоциация Австралии (2001), Диетическая Ассоциация Новой Зеландии (2000).
Швейцарское ведомство здоровья (2008) признает полноценность правильно спланированной вегетарианской диеты, но предостерегает относительно строгого вегетарианства в детском возрасте.
Представители Британского института питания (2005) считают подобные диеты неприемлемыми для детей.
Федеральная служба по надзору в сфере прав потребления и благополучия человека РФ также не считает вегетарианство допустимым для детей («использовать только при назначении медицинским работником по показаниям»).
Отличительной чертой вегетарианских диет является высокое содержание углеводов, пищевой клетчатки, омега-6 жирных кислот, витамина Е, фолиевой кислоты, витамина С, каротиноидов и магния (Мg). Одновременно подобные диеты характеризуются низким содержанием белков, насыщенных жиров, длинноцепочечных омега-3 жирных кислот, витамина B₁₂, ретинола, витамина D, кальция (Ca), цинка (Zn) и иногда железа (Fe).
Возможные отрицательные эффекты вегетарианства: белковая недостаточность, задержка физического развития, железодефицитная анемия, карнитиновая недостаточность, гиповитаминозы, и/или витаминодефицитные состояния и т. д.
Внимание! Только тщательно спланированные и хорошо сбалансированные вегетарианские диеты способны обеспечить нормальный рост и развитие детей.

2-13

Автор: Наталья Ивановна Якимович

02.02.2021

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Похожие статьи

Случайные статьи