Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработал во 2-й половине XX века советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер. Ученый – изобретатель считал, что спонтанное творчество отнимает слишком много времени и сил. Именно для экономии времени и сил Г. С. Альтшуллер создал свою методику ТРИЗ, которая позволяла решать творческие задачи путем их стандартизации и использования единого определенного алгоритма.
Методика разрабатывалась для научно-исследовательских институтов и различных научных сообществ, для применения преимущественно в технической сфере. Использование ее в педагогике тогда и не предполагалось. Однако основы ТРИЗ стали включать в занятия детей, посещающих кружки юных техников. Результаты приятно впечатлили педагогов. И вот, через некоторое время появились варианты методики ТРИЗ, адаптированные для занятий в школах и техникумах и для дошкольников, которые можно использовать в детских садах.
Обучение с использованием методики ТРИЗ может проходить в разных формах. Это могут быть занятия, предполагающие совместные действия всех учащихся под руководством учителя.
Может быть групповая организация занятий, когда в группе работают 4–7 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются.
Могут проводиться и индивидуальные занятия.
Наиболее эффективными считаются групповые занятия. Они стимулируют активность учащихся, учат их взаимодействовать и обучать друг друга, способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата.
Занятия с детьми по методике ТРИЗ можно начинать с 3 лет, затем обучение продолжать в школе, вузе и, вообще, эти занятия полезны в любом возрасте.
Если занятия начинаются с раннего возраста, то детей учат интересоваться окружающим миром, осваивать его и воспринимать создающиеся в окружающем мире ситуации, как коллекцию задач различной степени сложности. Для решения этих задач у ребенка необходимо развивать системное творческое мышление, воображение. Потенциал ребенка направляется на поиск небанальных способов выхода из различных жизненных ситуаций. При этом дети учатся не быть во власти стереотипов и, следовательно, в мышлении и поиске решения задачи приобретается способность выходить за рамки устоявшихся стереотипов. Например, почему «лиса всегда хитрая», «заяц всегда трусливый», а «волк всегда злой»? Иногда может быть и по-другому.
В целом, в процессе обучения по методике ТРИЗ большое значение придается формированию таких качеств личности, как умение строить планы, честность, умение выделять задачи и решать их, умение держать удар, развитие работоспособности и интереса к учебе и знаниям, развитие гибкости, системности и оригинальности мышления.
Чтобы ребёнок смог усвоить правильный алгоритм решения задач, ему предлагают разобрать вместе с педагогом или родителем упражнения из специальных ТРИЗ-задачников. Это может быть 100, 200, 300 упражнений… Столько, сколько будет нужно для творческой настройки мышления. При этом педагог следит, чтобы на групповых занятиях у каждого ребёнка была возможность себя проявить. Для лучшего усвоения материала детей после объяснения просят повторить услышанное своими словами.
Вопрос: «Что может лошадь?»
Дети отвечают: «Лошадь умеет ходить, бегать, дышать, кушать, пить, воспитывать жеребят. Лошадь может перевозить людей и грузы. Лошадь может помогать человеку в сельском хозяйстве – пахать землю или бороновать. Есть лошади, которые выступают в цирке или на спортивных соревнованиях».
ТРИЗ доступна для каждой семьи
В принципе занятия с использованием элементов методики ТРИЗ можно проводить между делом в любых ситуациях. Причем такие занятия можно и нужно проводить для детей в увлекательной интересной форме или превратить в веселую и захватывающую игру. Важна харизма взрослого человека, который занимается с детьми, его умение разговаривать с детьми, увлечь их и направить их мысли в правильном русле. Ведь многие «детские» задачки в ТРИЗ интересные и для взрослого человека, а знания, полученные при их решении, пригодятся детям в дальнейшей жизни.
Например, семьи с детьми выехали за город отдохнуть, погулять в лесу или отправились в лес по грибы. Идем по лесу и начинаем придумывать, что делать, если вдруг кто-то заблудился в лесу. Какие растения можно безопасно употреблять в пищу? Как и где соорудить себе ночлег? По каким признакам предположить в какую сторону идти, чтобы выйти к людям? И, как, вообще, вести себя правильно в таком случае?
Мне довелось наблюдать, как дети увлеченно решали эту задачу. Предлагали различные способы ориентации в лесу, рецепты «лесной кулинарии», различные варианты постройки временного лесного убежища. Причем проводил это «занятие» между делом человек, который вряд ли знал о существовании методики ТРИЗ. Просто он привык уделять внимание детям, заниматься с ними, знал подход к детям и умел их увлечь. В результате дети интересно провели время и приобрели полезную информацию на всякий случай.
Ведущая деятельность дошкольников – игра. Высшая ступень развития игры – сюжетно-ролевая игра (у детей после 3 и до 7 лет). Это игры, в которых присутствует некий сюжет, а дети – участники игры – исполняют определенные роли. Например, наши старые и хорошо известные игры «В дочки – матери», «В войну» и т. д. В процессе игры дети не просто развлекаются. Для них это подготовка к взрослой «большой» жизни. В процессе сюжетно-ролевой игры дети репетируют социальные роли, отрабатывают отношения и жизненные ситуации, возникающие во взрослой жизни.
Сюжетно-ролевая игра может стать хорошей основой для внедрения в нее элементов методики ТРИЗ и создания, таким образом, понятных и интересных для дошколят игр – развивающих занятий.
Описание подобных игр можно найти в трудах педагогов, практикующих занятия по методике ТРИЗ. А можно, изучив известные примеры игр, разработать такую игру самостоятельно, взяв сюжет из окружающей действительности.
Из опыта педагогов, практикующих ТРИЗ
Мы знаем о ценности практического опыта и о том, какие в процессе практики возникают ценные наработки, которые могут дополнять, уточнять, а то и существенно корректировать теорию. Поэтому мы собрали советы и наработки педагогов, практиковавших занятия по методике ТРИЗ. Надеемся, каждый, кто решил заниматься с ребенком в системе ТРИЗ, найдет в этих советах что-то полезное для себя.
• Берите темы задач из жизни, из того, что нас окружает. Такие задачи ребенку понятны, и при их решении приобретается практически полезная информация. Другой вариант – заглянуть в учебник и выбрать из предложенных там тем те, которые можно применить в быту.
• Чтобы чему-то научить ребенка, нужно знать самому. И не просто знать, а хорошо разбираться. А как иначе? Как же можно передать знания, не имея их? Если чего-то не знаете, не пытайтесь выкрутиться, не делайте некомпетентных заявлений с видом всезнайки. Только испортите дело. Так и скажите ребенку: «Я этого не знаю». Вместе с ребенком поищите ответ на вопрос в книгах, справочниках, учебниках, возможно, в Интернете. Знания, добытые в содружестве с вами, запомнятся ребенку надолго, как результат совместной работы и совместных изысканий.
• Никаких лекций! Если на первую предложенную задачу у ребенка не появляется никаких гипотез, стоит задуматься, может ему не интересна тема, сама задача не кажется актуальной или тема слишком сложная и к ней лучше вернуться немного позже.
• Если ребенок то и дело отвечает «не знаю» – это повод задуматься. Может ребенок привык от вас получать готовые знания, как от авторитетного человека? Может ребенок боится построить неправильную гипотезу? Или он не привык над чем-то задумываться? Умению думать – тоже нужно учиться. Покажите ребенку на своем примере, как строится гипотеза, дайте понять, что это интересно, а ошибки бывают у всех и их не нужно бояться, а следует просто искать решение. В этом случае избегайте слов «неправильно», «нет», «думай сам».
• Максимум экспериментальной проверки. Нужно осторожно учить не только теории, но и практическим действиям по проверке теорий в процессе экспериментирования. Понадобятся самые простые бытовые предметы и время, затраченное на эксперимент. Используйте различные конструкторы, наборы типа «Юный химик», «Юный электрик» и т. п. Возможно использование наборов, предназначенных для детей более старшего возраста: дошкольник 5–6 лет может вполне с ними справиться под руководством взрослого и при его помощи.
• Первая гипотеза может быть любой. Принимайте любую гипотезу ребенка, как имеющую право на существование и интересную. Не отвергайте ее словами. Гипотезу могут отвергнуть только эксперименты, проведенные совместно с ребенком.
Пятилетняя Сашенька с мамой, отдыхая в деревне у бабушки, наблюдают за «странным» поведением цветущих одуванчиков на лужайке. Цветки то открываются, и лужайка становится золотой, то закрываются и прячутся. Рядом пасутся корова и козы деревенских жителей. Сашенька предполагает, что одуванчики прячутся от коров и коз, чтобы те их не съели и не вытоптали. Сашенька и мама продолжают регулярное наблюдение за одуванчиками в течение разного времени дня и в течение нескольких дней. Мама записывает результаты и отмечает, солнечно или пасмурно в это время, есть ли рядом животные на выпасе. Таким образом, первоначальная гипотеза отвергнута. Одуванчики не реагируют на животных, зато установлено, что они открыванием и закрыванием цветков реагируют на солнечный свет.
• При появлении новых противоречивых данных в «исследовании» старайтесь четко и спокойно формулировать противоречие. Воспринимайте противоречие, как один из вполне возможных вариантов. Это не позволит впадать в отчаяние и терять интерес к начатому делу, примиряет новые факты с любой гипотезой, подталкивает к поиску решения, а не к «защите мундира».
• Никогда не говорите ребенку: «Нет, это неправильно». И, тем более, не ругайте «за тупость»! Скажите: «Отлично! Молодец! А теперь проверим еще и вот так, и таким образом… в таких условиях...».
• Старайтесь выстраивать цепи гипотез в пределах экспериментирования, доступного в бытовых условиях. Не торопитесь. Пусть себе эксперименты растянутся на некоторое время. Следите за тем, чтобы на ребенка не обрушивалось излишне много информации в ходе первого же эксперимента.
• Пользуйтесь только теми знаниями, образами, которые есть у ребенка. Если ребенок чего-то не понял, значит, он не получил понятного для него объяснения. Расспросите ребенка – может он не понял какой-то термин или какое-то слово? А может ваше объяснение оказалось слишком сложным или слишком длинным? А может быть тема «исследования» не соответствует возрасту ребенка и к ней лучше вернуться немного позже?
Вместо заключения
Во время занятий по методике ТРИЗ поддерживается такая атмосфера, при которой ребенок – равноправный участник процесса. Ребенок учится думать, наблюдать, формулировать свои мысли и проверять и применять их на практике.
Развивается творческое изобретательское мышление и умение проявлять инициативу.
Еще один приятный аспект. Если родители настроены уделять внимание своему ребенку и заниматься с ним, то занятия по методике ТРИЗ дают шанс сделать совместное времяпрепровождение интересным и для ребенка, и для взрослого человека.
Однако не нужно забывать, что методика ТРИЗ развивает в первую очередь мышление и не является универсальной и всеобъемлющей методикой развития (впрочем, как и другие развивающие методики). Физическое развитие ребенка, нравственный и эмоциональный аспекты воспитания и развития требуют отдельного внимания родителей и их дополнительного участия и усилий по развитию этих аспектов.
Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста
27.10.2020
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.