Нам с вами довелось жить в век ускоренного темпа развития. Порой кажется, что новые технологии идут вперёд человека, который физически и психологически не готов к таким скоростям и масштабам. Нам всё труднее усваивать потоки информации, ливнем обрушивающиеся со всех сторон. Как же быть?
По-видимому, сейчас очень важно подготовить к этому сумасшедшему миру новое поколение. Именно поэтому в последние десятилетия очень много внимания уделяется поиску оптимальной системы обучения детей. ТРИЗ – одна из них. Что же это такое?
ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач
Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – Г. С. Альтшуллер – создавал её как методику для поиска решения технических проблем. Он предложил не перебирать возможные варианты решения творческих технических задач, а сразу выходить на сильные решения. Для этого он ввёл определённые инструменты ТРИЗ, разработал АРИЗ – Алгоритм Решения Изобретательских Задач. Но, чтобы находить сильные решения, необходимо обладать сильным мышлением. Это сильное мышление он назвал творческим и разработал систему его развития.
Со временем АРИЗ стали использовать для решения задач в сфере рекламы, бизнеса, просто решения жизненных трудностей.
Применение ТРИЗ формирует качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость мышления, диапазон, системность, оригинальность и др. Почему же не использовать такие эффективные инструменты при обучении детей?
Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.
ТРИЗ в педагогике
Основной принцип ТРИЗ – знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения.
Методы и приёмы ТРИЗ развивают творческое мышление и его основной компонент – воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом – на формирование культуры мышления.
Если ребёнок освоит эту систему, то уже во взрослой жизни он будет естественно пользоваться инструментами ТРИЗа, и для него откроется новое пространство для творчества.
Дошкольники же ещё многого не знают. А чтобы использовать инструменты ТРИЗ надо уже иметь жизненный опыт. Необходимо уметь мыслить. Но ведь именно мышлению их и хотят научить. Поэтому говоря о ТРИЗ в дошкольной педагогике, стали на передний план ставить Развитие Творческого Воображения (РТВ).
ТРИЗ учит мыслить системно, функционально, диалектически, а РТВ – уходить от стереотипов и шаблонов.
Важно на занятиях с детьми – постепенно двигаться от простого к сложному. При проведении занятий ТРИЗ преподавателю необходимо:
Методы ТРИЗ учат детей:
В ходе игровых занятий по системе ТРИЗ используются развивающие тренинги, способствующие формированию и общеучебных навыков. Например, выделение основных признаков объекта (цвет, размер, форма, материал, назначение), составление сравнений по 2-3 признакам, нахождение рифмующихся между собой слов. Ребята также учатся преобразовывать объект, используя типовые приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение всего объекта и его частей, оживление – окаменение, дробление – объединение; учатся работать с алгоритмом решения изобретательских задач; рассказывать о возможностях предмета; понимать схематичное изображение объектов.
Чем уникальны инструменты ТРИЗ?
Тем, что их можно использовать во всех видах деятельности: будь-то учебный процесс, либо свободное времяпровождение. Они не принуждают, не навязывают, не требуют особой подготовки, потому что ведущим видом деятельности на первом этапе становится сюжетно-ролевая игра.
Методы ТРИЗ используют в детских садах уже на протяжении 10 лет. Многие педагоги-дошкольники прошли специальный курс по ознакомлению с этой теорией для будущего использования её в своей деятельности. Ведь результат просто колоссальный.
Наблюдая за ребёнком, в процессе обучения в начале курса и после его прохождения сразу же заметен результат. Речь ребёнка становится более эмоциональной, построение предложений правильное, отвечая на вопросы, ребёнок даёт полный ответ, а не отвечает однословно. Ребята, которые были зажаты и закомплексованы, становятся открытыми, они больше не боятся быть непонятыми, ведь они получили навыки как правильно отстоять свою точку зрения, у них сформировано своё мнение по тому или иному поводу, они умеют контактировать не только с ровесниками, но и со взрослыми. Окружающий мир с его спецификой социальных отношений становится для детей более притягательным.
Благодарим за консультацию В. Н. Урусову,
методиста ИОЦ «Наставник»
1-10
17.06.2021
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.