Родители часто слышат о мелкой моторике от различных специалистов. Но что же это такое, и какова роль мелкой моторики в развитии ребенка, родителям доподлинно известно не всегда. Сегодня мы постараемся разобраться в этом. Ведь, нам, родителям, так важно вовремя заметить возможные неполадки в развитии ребенка и оказать малышу помощь, не запуская проблему.
Это сложное и слаженное взаимодействие нервной, мышечной, костной и зрительной систем в выполнении мелких и точных движений кистями рук и пальцами ног.
Захват мелких предметов, обращение с ложкой, вилкой, ножом, застегивание пуговичек на кофточке, завязывание шнурков, конструирование, вышивание, мелкие движения пальцев от которых зависит почерк – это все мелкая моторика.
Нервная система – сложнейшая система, представленная головным мозгом – главным начальником нашего организма, спинным мозгом, периферическими нервными структурами: нервными корешками и сплетениями, чувствительными узлами, отдельными нервами. Нервная система управляет организмом, как единым целым.
Головной мозг похож на сложнейший компьютер. Он анализирует информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и от внутренних органов, и формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. Как это проявляется в жизни? Мы отдергиваем руку от горячей кастрюли, мама бросается на помощь малышу, свалившемуся с велосипеда.
В головном мозге проходят процессы высшей нервной деятельности, характерные только для человека: мышление, речь, способность читать и писать, способность к творчеству.
В коре головного мозга есть зоны, ответственные за какую-то определенную сферу, в частности, зона, ответственная за двигательную активность.
Около трети всей площади двигательной зоны коры головного мозга занимает часть, ответственная за движения кисти руки. Ходьба, прыжки, плавание, спортивные упражнения, боевые искусства и прочие двигательные навыки вместе взятые занимают лишь оставшиеся две трети двигательной зоны. Зона, заведующая движением кисти руки, коры головного мозга расположена очень близко от речевой зоны. Местами зона движения кисти руки и речевая зона перекрываются. Именно это обеспечивает теснейшую взаимосвязь мелкой моторики с речью.
Величина зоны кисти руки и ее близость к речевой зоне дают основание рассматривать кисть руки как своеобразный «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат (органы, обеспечивающие образование звуков речи – гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы, губы, носоглотка). Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше развивается мелкая моторика его рук, и, следовательно, лучше и раньше разовьется его речь. Впрочем, мелкая моторика взаимосвязана не только с речью.
Самообслуживание, в том числе простое умение одеваться, различные виды починки, готовка – во всем этом полно движений, относящихся к сфере мелкой моторики и соответственно зависимость развития бытовых навыков от развития мелкой моторики очевидна.
На производстве работнику приходится выполнять огромное количество сложных операций, где без мелкой моторики никак не обойтись.
Мелкая моторика взаимодействует с мышлением, вниманием, координацией, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью. Добавить к этому тесную связь мелкой моторики с развитием речи, и доходит до того, что человек, у которого в детстве по тем или иным причинам недостаточно развилась мелкая моторика, во взрослой жизни тугодум и косноязычен.
Имея взаимосвязь с мышлением, вниманием, памятью, речью, мелкая моторика просто не может не отразиться на учебе ребенка. Детки с недостаточно развитой мелкой моторикой неловко держат ручку, карандаш. Буквы пишут вкривь и вкось. В выполнении ряда учебных и бытовых заданий дети с нарушением моторики затрудняются гораздо сильнее сверстников. Это влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики – это важная часть подготовки ребенка к школе.
Можно сказать, что мелкая моторика пронизывает очень многие сферы жизни человека и потому необходимо внимательное отношение родителей к развитию столь ценной вещи во всех смыслах.
Развивать мелкую моторику нужно уже на первом году жизни. У грудничка движение пальчиков рук – единственный показатель развития мелкой моторики, который можно объективно оценить. С 2 месяцев у малыша появляется способность схватывать и удерживать в ручке погремушку. С этого возраста специалисты и рекомендуют проводить занятия по развитию мелкой моторики.
Упражнения с 2 месяцев
Все движения мягкие, плавные и нежные. Ни в коем случае не надо применять силу. Улыбайтесь малышу, ласково разговаривайте с ним. Занятия должны быть ребенку в радость.
Все упражнения должны занимать 2-4 минуты:
• потягивать пальчики малыша;
• производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;
• вкладывать ребенку в ладошку шарики диаметром 3-4 см из различного материала (тканевые, из латекса, мохнатые), а чтобы ребенок попытался их ухватить.
Упражнения в 4-5 месяцев
Берем шарики большего диаметра, вкладываем их в ладошки малыша и держим руки ребенка в своих руках, зажимаем шарик и крутим его.
Упражнения в 5-6 месяцев
Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, ладоней и пальцев: поднимаем по очереди каждую ручку ребенка и поглаживаем его головку вперед-назад.
Массаж пальчиков: разминаем нежно каждый пальчик. Упражнение проводить каждый день по 2-3 минуты.
Упражнения в 6-8 месяцев
Выполняем ранее изученные упражнения и добавляем покатывание шарика в ладошках, например грецкого ореха.
ВНИМАНИЕ! До 3 лет (и даже позже) манипулировать мелкими предметами детки должны только под бдительным присмотром взрослых, чтобы вовремя пресечь попытку ребенка проглотить учебное пособие или засунуть его в нос.
Упражнения в 8-10 месяцев
Наступило время для наших народных игр, передающихся из поколения в поколение: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Эти игры вовлекают в движение все пальчики. А еще тренируют память. Если с ребенком заниматься каждый день, то он быстро запоминает слова и движения.
Так же пришло время игрушек-пищалок. Ребенок сдавливает игрушку и появляется звук. Веселая тренировка!
Упражнения в 10-12 месяцев
Пирамидка. Для начала просто собирать и разбирать пирамидку. Сборка пирамиды в соответствии с размером и цветом придет позже.
Первая самостоятельность. Часто примерно в годик ребенок пытается самостоятельно держать бутылочку и ложку. Надо ему это позволить.
Пальчиковые краски. Примерно в годик появляется первый интерес к рисованию. И вот тут хорошо подойдут пальчиковые краски. Их производят экологически чистыми, нетоксичными и не слишком вкусными, чтобы малышу не хотелось их съесть. Фасуют пальчиковые краски в широкие баночки, в которые удобно залезать пальцами.
Для деток постарше, от 3 лет, продаются пальчиковые краски с большим разнообразием цветов и набором штампиков для рисования – «печатания».
Пальчиковые краски хорошо развивают мелкую моторику, снимают скованность, тренируют наблюдательность, учат детей различать и сравнивать цвета и создают позитивное настроение.
Можно приготовить домашние пальчиковые краски: мука + вода + пищевой краситель, например, свекольный сок.
Издержки использования пальчиковых красок – измазанная одежда ребенка и родителя, участвующего в «творчестве» и не только одежда, но и все вокруг. Не стоит переживать за испачканные вещи – это нужно для дела. К тому же пальчиковые краски легко смываются. Можно завести специальную одежду для рисования ребенку и себе, заранее подготовить большой лист бумаги, чтобы минимизировать издержки художественной деятельности.
Направлены на познание, развитие мелкой моторики и внимания. Для безопасности ребенка требуется присмотр родителей.
«Панно на пластилине». Лист пластика или картона, покрытый тонким слоем пластилина и плошка с горохом, фасолью или крупой. Малышу показать, какие узоры можно выкладывать, вдавливая фасоль, горох или крупы в пластилин.
«Подбери крышку к баночке». Различные баночки с закрывающимися и закручивающимися крышками, пластиковые бутылочки с крышечками от детского питания и т. п. Пусть малыш правильно подберет крышки к посуде. Закрывая и открывая баночки, ребенок тренирует пальчики и развивает мелкую моторику.
«Пересыпашки». Поставьте две чашки перед ребенком. В одну чашку насыпьте крупу, другую же оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как ложкой набрать крупу в полной чашке, а затем пересыпать ее в пустую. Когда в первой чашке крупы останется мало, научите малыша наклонять чашку, собирая в ней оставшуюся крупу.
«Переливашка». Пипетка, вода, подкрашенная соком и формочки для льда. Пускай малыш набирает в пипетку воду и разливает ее по формочкам. Стимулирует концентрацию внимания и мелкую моторику детских ручек.
«Картина из крупы». На достаточно большое плоское блюдо насыпьте манку либо другую крупу. Пускай ребенок пальчиком рисует по крупе, изображая различные фигуры. Научите малыша рисовать некоторые простейшие фигуры: кружочки, квадратики, ромбы. Когда малыш освоит рисование художеств по крупе, можно усложнить задание. Дорожки от пальчиков можно засыпать крупой другого цвета. Перед этим с ребенком надо поучиться движению пальчиков, с помощью которого мы солим блюда.
«Макаронные бусы». Понадобятся макароны с крупными просветами и длинный шнурок. Ребенку необходимо будет нанизать на шнурок макаронины.
Лепка. Лепить из теста или пластилина различные фигурки – это обычно нравится детям и хорошо развивает мелкую моторику детских пальчиков. Когда ребенок подрастет, из пластилина можно лепить геометрические фигуры, буквы, цифры.
Специальные пальчиковые тренажёры, предметы с «шипами». Можно давать детям ощупывать буквы, цифры, вырезанные из наждачной бумаги. Развивает чувствительность пальцев.
Игра «Шнуровка». Кусочки кожи, картона, толстой плотной ткани с дырочками для шнурка и шнурок. Можно делать разные поделки, например, гирлянды. Развивает глазомер, внимание, усидчивость, укрепляет пальчики. Положительно влияет на формирование головного мозга, развитие речи, подготовку руки к письму.
Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка». Ребенок с помощью магнитной удочки ловит пластмассовую с магнитиками рыбку. Можно играть компанией.
«Театр теней». Создание из пальцев различных фигур, например, зайчика, собаки, птицы и др. Используя тени таких фигур на светлой стене или еще каком-либо экране, можно разыграть целый спектакль.
Конструктор. Набор из различных кубиков и деталей может оставаться любимой игрой все детство. Растет ребенок – усложняются производимые им модели. Практически неограниченный простор для творчества, развивает моторику, мышление. Хорошая практика для будущего конструктора.
Маленький мастер. Мальчик может мастерить что-нибудь вместе с папой. Конечно, вначале родителям придется затратить немало усилий, чтобы научить ребенка элементарным навыкам ручной работы. Но оно того стоит. Со временем это станет очевидно.
Рукоделие. Может что-то из большого списка видов рукоделия станет любимым хобби или профессией девочки и очень пригодится ей в жизни. Сейчас продаются детские наборы для рукоделия, например, наборы для вышивания с тупыми иглами или наборы для бисероплетения, валяния с несложными моделями.
Для первых занятий можно попробовать:
• пришить пуговицу. Крупная красивая пуговица без ножки, игла с большим ушком, нитки, толстая, хорошо протыкающаяся иглой ткань (подходит драп) и мамин мастер-класс;
• сделать куклу-пеленашку. Практика в основных элементах рукоделия: ровно разрезать ткань, рассчитать размер, подобрать цвета, использовать веревочки, тесемочки.
Занятия должны быть регулярными и последовательными. Задача родителей: организация, снабжение материалами, помощь в освоении новых моделей.
Если у ребенка что-то не получается, обязательно помогите. Ни в коем случае не ругайте «неумеху». Не надо отчитывать ребенка, если, например, в процессе творчества пол оказался засыпан крупой. Лучше попросите малыша помочь в уборке.
Занятия должны быть в радость и с учетом интересов ребенка. Не нужно ребенку настойчиво навязывать свои интересы. Пусть он сосредоточится на тех занятиях, которые его интересуют в первую очередь. Пользы будет больше.
… движения рук неловкие и несогласованные. Страдает техника движений, быстрота, точность, сила, координация. Определенная неловкость рук может сохраняться и в старшем возрасте.
У современных детей нередко моторика хуже развита, чем у деток того же возраста в былые времена. Одежки с легкими застежками, обувь на липучках, то, что сейчас детки меньше занимаются домашней работой и рукоделием – не способствует развитию мелкой моторики.
В любом случае хронические трудности ребенка в освоении самообслуживания, бытовых навыков, письма и обращения с ручкой и карандашом должны насторожить родителей и стать поводом для обращения за консультацией к специалисту.
У врача-невролога. Зачастую и у логопеда-дефектолога, поскольку недоразвитие моторики может сочетаться с нарушением речи: общим недоразвитием речи, моторной алалией и другими речевыми проблемами. Также нарушение моторики может быть связано с рядом нарушений нервной системы ребенка и некоторыми заболеваниями. В этом случае нужно комплексное лечение у специалиста и преодоление проблемы.
Елена Бачикина, психолог,
Наталья Жданова, врач-невролог
2-13
18.02.2021
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.