Портал для сознательных родителей

Игровая полянка

Давайте поиграем!

Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребёнка в общество взрослых людей, где он должен занять достойное место. При этом игре достаётся лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми так важно занять ребёнка. Но это ошибка...

Многим современным родителям и педагогам игра кажется устаревшей и неактуальной. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И если уж играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или организованные спортивные.

Зачем же дети играют?

Детям бывает очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринуждённо и естественно могут прожить в игре, выбрав определённый игровой материал, действуя с ним определённым образом, разыгрывая и тем самым проживая вновь и вновь определённые ситуации.
В игре ребёнок понимает, что многое может, многое умеет, ведь он берёт на себя тот груз, к которому внутренне и физически готов. А значит, в игре ребёнок, как правило, успешен. «А если что-то не так, не так Я ловок, не так силён, как хотелось бы, то и это не беда, ведь завтра можно игру повторить», – думает ребёнок. Игра всегда даёт право на ошибку, а значит, сохраняет психическое здоровье, при этом направляя ребёнка, показывает ему различные пути к достижению цели. Игра развивает у ребёнка положительное представление о себе. А это – дорога к счастью, успешной адаптации в социуме и здоровью. Всё это даёт возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души».

Зачем играют взрослые с детьми?

Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания, укрепления собственного Я, успешное моделирование собственного настоящего и будущего.
В игровой терапии выделяют два основных вида: развивающая и психокоррекционная игротерапия.

Развивающая игротерапия

Применяется для формирования эффективных стратегий поведения, развития психических функций (мышления, памяти, внимания, речи, воображения) как у детей, так и у взрослых. Особенностями этого вида игротерапии является то, что в процессе развивающих игр у детей можно сформировать те психические функции и атрибуты поведения, которые смогут быть полезными в социуме.

Психокоррекционная игротерапия

Направлена на то, чтобы исправить или откорректировать уже существующие поведенческие схемы или способы выражения психических процессов. Это один из самых эффективных способов работы с детьми с «особенностями»: задержкой психического развития, гиперактивностью, проблемами поведения, агрессивностью. Почему? Работая с такими детьми, я столкнулась с тем, что они опасаются заданий, похожих на школьные, требующих усилий, контролируемых взрослыми, потому что там они привыкли быть неуспешными, отстающими. Ситуация контроля знаний приводит их к ступору, нежеланию сотрудничать. Поэтому только в игре можно откорректировать поведение таких детей, привить им необходимые знания, навыки и умения, повысить их самооценку.
Следует отметить, что игротерапия является замечательным, а иногда и практически единственным способом взаимодействия с маленькими детьми, которых достаточно сложно заставить усидеть на месте и сконцентрировать внимание. Кроме того, когда взрослый человек становится на позицию ребёнка, вступая с ним в игровое взаимодействие, значительно легче завоевать его доверие и уважение, ведь в игровой ситуации вы с ним находитесь в равных позициях, а не в ролях главного взрослого и управляемого ребёнка.

Условно разделим игры на несколько видов:

  • игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущения и восприятие);
  • игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимики, моторики рук, общей координации движений);
  • игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;
  • игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти;
  • игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.

Условно разделяя игры, будем помнить, что каждая из них, развивая личность ребёнка, содействует его адаптации в обществе.

Для самых маленьких

Постичь основы игровой психотерапии могут и родители, не обладающие психологическими знаниями. Сегодня я познакомлю вас с серией игр для младших дошкольников и детей, имеющих отклонения в развитии.
Основная задача в работе с такими детьми – развитие практического интеллекта и навыков самостоятельности.
Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования ребёнка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что «герои» и объекты наших первых игр – обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, спички, ложки, тарелки и прочая домашняя утварь.

Игры с пуговицами

Игры направлены на знакомство и взаимодействие с новыми предметами.
(Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006)

1. Пуговичный массаж

Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребёнком:

  • опустите руки в коробку;
  • поводите ладонями по поверхности пуговиц;
  • захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
  • погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нём;
  • перетирайте пуговицы между ладонями;
  • пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  • сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;
  • берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте её между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
  • те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.

А теперь переместите коробку на пол:

  • погрузите в коробку голые ступни;
  • производите круговые движения;
  • поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
  • перебирайте пальцами ног пуговицы;
  • перетирайте пуговицы между ступнями;
  • захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

Комментарий. Благодаря массажу, мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых нервных центров организма.

2. Пуговичное ожерелье

Выложите пуговицы на стол. Скажите ребёнку: «Давай сделаем в подарок нашей бабушке белое (или другого цвета) ожерелье. Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи её перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. А теперь выбери две пуговицы ещё меньше...».
И так далее, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить или леску.

Комментарий. Игра позволяет укрепить знание цвета, формы, величины и знание пространственных направлений. Кроме того, ребёнок переживает радость творчества – перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.

Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье», вы можете играть, составляя различные узоры из пуговиц, варьируя цветом, формой, величиной и пространственным расположением.

3. Аквариум

Для игры потребуются миска с водой и несколько дополнительных пуговиц. Скажите ребёнку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыбки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с водой), там уже «живут» три «рыбки» (положите в миску с водой три пуговицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших «рыбок» в аквариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аквариум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец! А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..».

Комментарий. Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это, с одной стороны, позволит снять напряжение, с другой стороны, обогатит арсенал ощущений ребёнка.

4. Пуговичное лото

Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ребёнку, другую возьмите себе. Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребёнку: «Будем играть в лото. У каждого из нас есть картина. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет, и искать цвет пуговицы в своей картине. Если ты нашёл в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладёшь её на картину – в то место, которое того же цвета, что и пуговица. Потом ты достаёшь пуговицу, я называю её цвет и ищу его в своей картине. Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даёшь пуговицу, и я кладу её в нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета картины пуговицами».

Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содержит инструкцию и правила. Также в игре может быть победитель и проигравший. Таким образом, мы формируем у ребёнка адекватное отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение. Так, через систему игр, мы переходим от «мануального» интеллекта к «социальному».

Вы можете придумать и свои игры, которые будут интересны вашему ребёнку, стоит только включить воображение.
Разумеется, родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим, самым умным, сообразительным, сильным. Одним словом – гордостью своих родителей. И различные виды психотехник, которые помогают успешному развитию гармоничной личности, существуют не зря, они действительно важны и нужны. Но иногда в погоне за тем, чтобы сделать из своего ребёнка самую-самую гармоничную личность на свете родители забывают, пожалуй, об одном из самых важных качеств этой самой гармоничной личности. В первую очередь ребёнок должен быть счастливым. А фразы «это для твоего блага» или «так будет лучше», очень часто стоят неимоверно далеко от тех слов, которые действительно делают наших детей счастливыми. Простые объятия и фраза «я люблю тебя» делают ребёнка значительно счастливее, чем похвала за то, что он научился считать, или выучил новое слово на иностранном языке.

Любите своих детей и будьте счастливы!

1-10

Автор: Елена Михайловна Бодикова

25.06.2021

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Похожие статьи

Случайные статьи