Игрушки – это очень важно. Когда мы покупаем игрушки своим малышам, часто ли мы видим их влияние на будущую взрослую жизнь? Если вы заботитесь не только о физическом здоровье своего малыша, постарайтесь заранее предусмотреть, как выбранная вами игрушка будет влиять на психику и становление мировоззрения вашего ребенка.
При выборе игрушки родители обычно учитывают: 1) желание и наклонности ребенка; 2) полезность игрушки, эмоциональную и образовательную; 3) безопасность игрушки.
Но задумываемся ли мы над тем, что кроме физической безопасности игрушки не менее важна ее психологическая безопасность?
Британский психолог Д. Винникот подразделяет все игрушки на «социальные» и «психологические».
Социальные игрушки максимально реалистичны, как правило – это довольно точные и подробные копии предметов, людей и животных. Игра с ними – репетиция социальных ролей, тренировка привычного для социума поведения.
К группе психологических игрушек можно отнести те предназначенные для детей вещи, которые не похожи ни на что в мире взрослых. Когда ребенок видит в палке лошадку, а в пучке травы или тряпке куклу, он, в сущности, создает психологическую игрушку. Для ребенка она имеет значение как вещь, с которой связаны, на которую «спроецированы» важные эмоциональные состояния. Такая игрушка может быть «громоотводом детских переживаний». Кроме того, подобные игрушки развивают воображение и фантазию.
Выбор игрушки может сыграть важную роль в воспитании вашего малыша. Так, исключительно военные игрушки могут стать причиной излишней агрессивности вашего сына. А куклы с полным гардеробом, домиком, мебелью и другими бесконечными аксессуарами способны лишить вашу дочь умения фантазировать и желания делать что-либо своими руками (ведь и так все есть!).
Кукла всегда была символом главного предназначения женщины – материнства. Малышка качает куклу, кормит, укладывает спать, копируя действия своей собственной мамы. Это очень важный момент воспитания будущей женщины. В современном потребительском мире «в комплект» к кукле-пупсу, изображающей маленького ребенка, можно приобрести и бутылочку с соской, и пустышку, ему можно докупать одежду, коляску, кроватку, шезлонг, качели, лошадку... В чем из всего этого набора нуждается настоящий новорожденный малыш? Ни в чем! И молодой маме, воспитанной на куклах со всем прилагающимся изобилием, будет очень трудно осознать, что малышу от мамы нужно совсем другое...
А вот с куклой Барби вообще в дочки-матери не поиграешь. Какая из нее дочка? Ведь это модель взрослой сексуальной красавицы. Причем жизнь Барби вполне справедливо воспринимается детьми, как сплошная праздность. На что ребенок и будет подсознательно нацеливаться, перенося модели ролевой игры в реальность.
И все же Барби может присутствовать в игрушках девочек. Главное – каким образом преподнести эту игрушку. Играя с подобными куклами, можно, например, рассказывать ребенку о взаимоотношениях мужчин и женщин.
С помощью игрушки закладывается опыт, который будет определять поведение человека в более взрослом возрасте.
Какие именно игрушки покупать детям определённого возраста, вам могут подсказать чуткое родительское сердце и детские психологи. Самое главное – помнить об истинном предназначении игрушки.
Издревле игрушки не только занимали детей, но и помогали привыкнуть к своей социальной роли в семье, в обществе. Поэтому большинство игр и игрушек у наших предков были четко разделены – свои для девочек, свои для мальчиков.
Мальчик – будущий мужчина. Он будет заботиться о пропитании семьи, ее защите и благополучии. И игрушки его – лук, инструменты, оружие, – готовили его к тому моменту, когда, повзрослев, он возьмет в руки те же предметы, но настоящие.
Девочке лук со стрелами ни к чему. Она – мать, хранительница очага, дома и уюта. Среди ее игрушек – куклы, люльки, посуда, маленькая прялка и веретено, по росту юной рукодельницы.
Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Конечно, его не напугает плюшевый тигр, даже если он будет копией настоящего и сделан чуть ли не в натуральную величину. Сейчас игрушечных зверей иногда делают так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих. Но порой маленьких детей может пугать присутствие в комнате «настоящих» хищных зверей, особенно ночью. Не зря игрушечным мишкам и тигрятам всегда раньше придавали добрый, умиленный, немного очеловеченный вид.
Еще опасней для детской психики увлечение игрушечными монстрами, киборгами и другими «чудовищами». Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины мира. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием «некрасивый», добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.
Кроме того, у тех малышей, которых безобразное или страшное притягивает, искажается инстинкт самосохранения. И это может привести к плачевным последствиям.
Но иногда детям необходимо иметь на своей полке игрушки-«страшилки». Благодаря подобным игрушкам ребенок может избавиться от своих страхов. Просто родителям необходимо быть особо внимательными, когда ребенок играет с подобными игрушками, и, если необходимо, влиться в игру, во-первых, чтобы получше понять ребенка, и во-вторых, чтобы показать, как можно по-другому играть и какие эмоции при этом чувствовать.
Выбор игрушки – очень важный момент. В процессе выбора игрушки родитель может выяснить для себя сразу несколько важных аспектов:
1. Обратить внимание на то, легко ли вам – родителю и ребенку – общаться друг с другом.
2. Проверить своё умение сказать ребенку «нет» и умение ребенка принимать «нет».
3. Прояснить, как ребенок относится к родителю и его мнению, уважает ли его.
4. Умеет ли ребенок настаивать на своем мнении и как он это делает.
5. Выяснить мотивы выбора данной игрушки: из зависти к другим или ребенок рассказывает, как интересно с ней будет играть и т. п.
Ребенку важен баланс: чтобы чего-то хотелось и в то же время чего-то было вдоволь. Малышу важно прочувствовать желание иметь и радость обладания игрушкой. Ограничивая малыша в количестве игрушек (по психологическим соображениям или по материальным обстоятельствам – помните: всё необходимо объяснить ребенку!), ребенок получает ощущения психологических «границ». Внутренние и внешние границы – важный аспект в формировании личности человека.
Обратите внимание, что является мотивом выбора игрушки: зависть, желание быть как все, интерес, жадность или что-то другое. Покупая игрушку, которую выбрал ваш ребенок, вы закрепляете и чувства, с которыми он её выбирал.
Вам не нравится выбор ребенка? Запомните: если ребенок выбрал определенную игрушку, значит она ему действительно нужна сейчас. Ребенок с помощью этой игрушки хочет удовлетворить какую-то свою потребность. Поймите какую. Когда вы поймете, вы или согласитесь с выбором или предложите другой, лучший способ решить его проблему. Главное – не отказывайте моментально, постарайтесь понять ребенка. Больше общайтесь с ребенком: узнавайте его отношение и высказывайте своё! Если вы с ним поговорите по душам, раскроете своё отношение к этой игрушке (мягко, с разъяснениями), ребенок сам начинает понимать (а может быть и чувствовать), что ЭТА игрушка ему действительно не нужна (бесполезна, опасна, есть более интересные!). Он спокойно отказывается, и вы помогаете ему выбрать приятную, полезную, интересную игрушку!
Редакция благодарит за консультацию
психолога Татьяну Мосюк
2-09
04.05.2021
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.