Портал для сознательных родителей

Игровая полянка

Играют дети в куклы…

В былые времена мамы своим детишкам делали тряпичных кукол или шили набитых льняным волокном кукол с нарисованным химическим карандашом лицом и даже с набором одежек. Моя мама уже давно на пенсии, а куклу своего детства, сшитую бабушкой, вспоминает до сих пор.
Ныне существует огромный набор различных кукол от пупсов до пресловутой Барби. И не менее большой набор игрушечных вещей для кукол. И дети с родителями стараются выбирать те игрушки, которые соответствуют желаниям детей и финансовым возможностям родителей.
Меняются времена, меняются игрушки, а потребность детей в игре остается неизменной. Игра в куклы – одна из тех игр, которая с древних времен дожила до нынешних дней и продолжает вызывать интерес у детей.

Какую куклу выбрать?

Кукла – это отражение образа человека. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей. Малыш проигрывает то, что его волнует и впечатляет, воспроизводит повседневные действия близких людей и создает воображаемые им образы. Ребенок в игре осваивает мир человеческих отношений и представлений. Кукла помогает ребенку выразить себя и задает образ человека. Через куклу в сознание и душу ребенка проникают представления о человеке и человеческих отношениях, о хорошем и плохом, о добром и злом, о красивом и некрасивом, о правильном и неправильном. Игра в куклы способствует развитию человеческого в ребенке. Поэтому игра в куклы очень полезна в дошкольном возрасте. И выбирать куклу для ребенка нужно исходя из значения игры в куклы для него…

Общие признаки подходящей ребенку куклы

• Кукла, изображающая ребенка, должна быть без ярко и утрированно прорисованных черт лица и эмоций. Должен оставаться простор для фантазии малыша. Он может представить себе, что кукла смеется, плачет, спит или с интересом смотрит на игрушки.
• Кукла должна быть прочной, изготовленной из безопасного и приятного на ощупь материала. С прочно приделанными волосами, которые можно расчесывать, заплетать в косы.
• Кукла без четко обозначенных подробностей пола. Пока для ребенка это излишние и непонятные подробности, обозначение которых только мешает ему.
• Куклу можно одевать и раздевать, у куклы двигаются руки и ноги, ее можно положить на кроватку, посадить на стульчик.
• У куклы должно быть «приданное»: одежда, постель и прочее кукольное хозяйство.

Особенности подходящих кукол и кукольных принадлежностей в зависимости от возраста ребенка

Знакомить ребенка с куклой можно еще до года. Малыш уже узнает в кукле образ человека.

2-3 года. Игра с куклой – простое подражание тому, что взрослые делают с ребенком или с его младшим братиком или сестричкой. Ребенок куклу кормит, купает, укладывает спать, катает в коляске. Подойдут куклы-младенцы, голыши, которых удобно держать в руках. Много одежек не требуется. Достаточно 1-2 предметов одежды, которые легко надеть и снять. У одежды – простые застежки, с которыми могут управиться детские ручки (лучше и безопаснее липучки). Пара-тройка предметов простой детской посуды. Кроватка, колясочка с матрасиком, подушкой, одеялом. Простыни, наволочки, пододеяльники и прочего большого кукольного хозяйства еще не нужно. С ним ребенку еще сложно управляться.
3-4 года. Появляется интерес к разыгрыванию сюжетов с куклами. Подойдут небольшие куклы, которые удобно держать в одной руке, примерно от 5 до 20 см. В кукольное хозяйство, кроме кроватки, можно добавить другую мебель, например, столик со стульями, чтобы можно было построить дом.
К 5 годам игра усложняется и выходит на новый уровень. Игра уже отражает не только простые бытовые сюжеты, она все более отражает жизнь взрослых людей с их манерами, стилем общения, поведением и разыгрыванием различных ситуаций.
Наивысшего развития игра достигает к 6-7 годам. Вот тут очень пригодится набор «разновозрастных» кукол. Это могут быть, например, младенец и кукла-школьница. В этом возрасте очень кстати большое кукольное хозяйство с набором одежды по сезону, постельных принадлежностей, игрушечных покрывал и скатертей, мебели, набора различных лоскутов ткани, посуды, различных аксессуаров.

Покупать или делать?

Игрушки могут быть покупные и изготовленные руками родителей. Прекрасно, если ребенок принял какое-то участие в изготовлении набора игрушек. Например, мама пошила кукле пальто, а дочка пришила пуговицу. Папа сделал кукольную кроватку, а дочка разрисовала лоскут ткани и превратила его в декоративное покрывало. Родители, участвуя в игре с ребенком и в изготовлении набора игрушек, не только сближаются с ребенком, но и дарят ребенку прекрасные счастливые мгновения совместной деятельности, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Куклы в сюжетно-ролевой игре

Напомним, что сюжетно-ролевая игра – это игра, участники которой проигрывают определенный сюжет и каждый из них при этом исполняет определенную роль. Например, это наши классические игры в дочки-матери, в дом и т. д.
Куклы давних времен активно используются в сюжетно-ролевой игре с и имеют огромное значение. Например, в процессе игры в дочки-матери кукла-пупс может быть младенцем, кукла-школьница – его старшей сестричкой, а три девочки – участницы игры исполняют роли мамы, бабушки и тети. А далее разыгрываются самые разнообразные сюжеты, подсмотренные детьми в жизни и отражающие социальные роли и взаимоотношения всех действующих лиц игры.
Значение сюжетно-ролевой игры в целом и в ее рамках игры в куклы в частности для развития детей имеет огромное значение. Дети осваивают различные социальные роли и модели поведения. Учатся взаимодействовать между собой и решать конфликтные ситуации. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику учиться понимать другого человека, распознавать его эмоции, учитывать его положения, настроения и желания. Ребенок учится сопереживать и выражать сочувствие, оказывать помощь и обращаться за помощью самому, а когда это необходимо отстаивать свою позицию без разрушения игры и взаимоотношений. В целом, можно сказать, что сюжетно-ролевая игра прекрасно способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.
Эмоциональная сфера – важная составляющая развития дошкольника и младшего школьника. Никакое общение и взаимодействие, никакие взаимоотношения не будут успешными, если их участники не могут понять другого человека и не умеют управлять своими эмоциями.
Также сюжетно-ролевая игра способствует развитию гуманных чувств у ребенка. Ребенок учится радоваться общему успеху и оценивать результаты своей работы. Еще в процессе сюжетно-ролевой игры ребенок учится понимать свои мотивы и выделять среди них главный, подчинять ему другие мотивы. То есть ребенок учится не руководствоваться сиюминутным порывом, а принимать решение в соответствии с логикой развития ситуации (игрового сюжета). Также ребенок учится предвидеть эмоциональный результат своих действий. Например, «уберу комнату – мама обрадуется».
У сюжетно-ролевой игры с использованием кукол есть еще одна важная функция. Она, образно говоря, «тренирует» материнский инстинкт у девочек и позволяет им отработать элементарные навыки ухода за ребенком. На эту функцию игры в куклы еще почти 100 лет назад указывал ученый-психолог приват-доцент Московского университета Константин Николаевич Корнилов, который занимался исследованием игры в куклы. В своих трудах К. Н. Корнилов высказывал предположение, что девочки, увлекавшиеся в детстве игрой в куклы, во взрослом возрасте отличаются трепетной любовью к детям. Результаты его исследований указывают, что зачастую это так и есть. Однако, нельзя это утверждать однозначно. Некоторые девочки, не увлекавшиеся игрой в куклы, со временем становятся заботливыми матерями.
Для тренировки же материнского инстинкта больше подходит кукла-пупс. Кукла-девочка чаще выступает в роли «подружки», которой девочка может изготавливать одежду, делать прически.

А что же Барби?

Как бы мы ни относились к Барби и подобным ей куклам, а реальность такова, что эти куклы вошли в жизнь наших детей. И нам приходится с этим считаться. Однако у этих игрушек есть некоторые недостатки и нам нужно предпринять меры по их минимизации.
Первый недостаток кукол типа Барби в том, что они имеют жестко заданный образ, который навязывается ребенку и не оставляет простора для его фантазии. В результате содержательная игра, наполненная фантазией, подменяется внешним позерством, простым манипулированием куклой с ее набором модных вещей и пополнением коллекции модного набора. А ведь игра – это не простое развлечение. Это активная работа фантазии, проявление творчества, подготовка к будущей жизни. Вот этого игра с Барби и не дает, зато может поспособствовать развитию потребительских амбиций у ребенка.
Другой недостаток – ребенок, играя с куклой, подсознательно принимает на себя ее образ и подражает ему. Особенно, это характерно для детей до 7 лет. В этом возрасте ребенок особенно сильно впитывает все, что его окружает, склонен сливаться с игрой и не умеет себя отделять от игрового образа. Ребенок переносит на себя ярко и утрированно выраженные особенности куклы, и это может привести к нежелательному поведению и выработке нежелательных черт. После 7 лет, где-то ближе годам к 9, у ребенка уже в общих чертах складывается образ человека и формируется представление о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, и маленький человечек становится более устойчивым к внешнему воздействию. Ребенок уже может понять утрированность черт куклы и не переносить ее образ на себя. В этом возрасте негативное влияние недостатков кукол типа Барби существенно снижается.
Различные куклы, которых чаще покупают мальчикам (человек-паук, черепашка-ниндзя, воин и т. п.) имеют те же недостатки, и это нужно учитывать родителям, составляя набор игрушек ребенку.

Мальчик играет в куклы…

У мальчика тоже может возникнуть интерес к куклам. и это нормально. Нередко интерес к куклам проявляется в 2-4 года. Играя с куклой, мальчик подражает действиям родителей по уходу за ребенком. Эта игра также способствует развитию эмоциональной сферы мальчика. Иногда кукла помогает мальчику достойно выйти из некой затруднительной для ребенка ситуации. Маленький Саша просит маму поиграть с ним. Но у мамы срочная работа, которую она взяла на дом. Получив отказ, Саша смотрит на свою куклу и говорит ей: «Пошли Васька, мама занята. Пошли пока в кубики поиграем», - и без капризов начинает играть самостоятельно.
Постепенно у мальчика все больше проявляется интерес к играм с машинками, игрушечным оружием, конструктором, он начинает мастерить и изобретать и интерес к куклам исчерпывается.

ДЕВОЧКА не ИГРАЕТ в КУКЛЫ…

Конечно, не стоит излишне драматизировать ситуацию, но все-таки нужно уделить этому обстоятельству внимание. Возможно, ребенок нуждается в помощи.
Причин, почему девочка не играет в куклы, может быть много. Мы поговорим о некоторых из них.

- Ребенок (это может быть как девочка, так и мальчик) не умеет играть в сюжетно-ролевые игры. Это в наше время достаточно распространенная проблема, на которую обратили внимание многие педагоги детских садов. и не только обратили внимание, но и пытаются по возможности исправить ситуацию, а именно научить детей играть в сюжетно ролевые игры. Группы детей, умеющих и не умеющих играть в сюжетно-ролевые игры, существенно различаются.
В группе детей, не обученных сюжетно-ролевым играм больше проблем с дисциплиной. Дети шумят, «бесятся», к концу дня некоторые из воспитанников выглядят перевозбужденными, а некоторые уставшими. Детям не хватает уравновешенности и усидчивости, чаще случаются конфликты.
Другая ситуация в группах, в которых сюжетно-ролевые игры являются повседневной нормой. Проблем с дисциплиной значительно меньше, дети спокойнее, усидчивее. Шума тоже значительно меньше, ведь дети заняты увлекательной игрой. Причем здесь речь идет лишь о тех проблемах, которые проявляются уже в детсадовском возрасте. Однако на этом все не заканчивается.
По мере роста и взросления у ребенка, не прошедшего период сюжетно-ролевых игр, могут проявляться и другие проблемы. Такие дети нередко хуже развиты в эмоциональном плане, хуже умеют взаимодействовать со сверстниками, хуже умеют находить выход из различных проблемных ситуаций, хуже понимают отношения между людьми, более эгоистичны и хуже умеют слушать и слышать другого человека. в дальнейшем это чревато конфликтностью, неумением дружить,  неумением выстраивать любовные взаимоотношения. Возможны проблемы в будущей семейной жизни. Например, взрослый, образованный и интеллектуально развитый человек в быту ведет себя, как капризный подросток. Проявляет эгоизм и даже не замечает этого. не достаточно умеет позаботиться о членах семьи. Может производить впечатление недостаточно ответственного человека в семье и в быту.
Обучение детей сюжетно-ролевым играм требует и от родителей, и от воспитателей затрат времени и усилий, настойчивости (без навязчивости!) и терпения. Требуется знание многих сюжетов игр, умения эти сюжеты создать и увлечь детей. Нужно предлагать детям сюжеты игр, показывать, как использовать игрушки, как играть свою роль, участвовать в игре самому и направлять детей.  Затем постепенно дети станут все более играть самостоятельно.

- Девочке кто-то, например, старший брат показал, как использовать машинки и увлек ее этой игрой. Но при этом девочке не показали широкий набор сюжетов игры с куклами. в этом случае внимание, оказанное ребенку, показ игр и способов обращения с куклой, совместные игры с девочкой могут быстро разбудить интерес к игре с куклами.

- Девочка слишком активна, подвижна и предпочитает подвижные игры в лучшем случае, в худшем находится в хаотичном движении. в первую очередь упорядочить по возможности свободное время девочки.  Нужно вырабатывать усидчивость, для этого хорошо подходит обучение сюжетно-ролевой игре. Возможно, малышка является гиперактивным ребенком и нуждается в помощи невролога и психолога.

- Сидение за компьютером, особенно, с раннего возраста. Нередко именно дети, с ранних лет просиживающие за компьютером, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. в семье должны быть установлены жесткие правила: вначале ребенок должен познакомиться с игрушками и книжками и только затем с компьютером и прочей продвинутой техникой; ограничение времени проведения за компьютером;  упорядочение этого времени (не все игры полезны и допустимы);  обязательное присутствие в жизни ребенка других игр и занятий.
Если со временем у ребенка проявится сильный интерес к компьютеру, то пусть к этому времени ребенок успеет в определенной степени развиться эмоционально. и пусть у него сформируются и другие интересы, и интерес  к компьютеру будет хоть и сильным, но не единственным.

Девочка слишком долго играет в куклы…

Часто игра в куклы продолжается примерно до 12 лет. Иногда интерес к куклам угасает раньше, еще в 1-2 классе школы.  а в некоторых случаях может сохраняться до 14 и даже 16 лет. Если у девочки долго сохраняется желание играть в куклы, то нужно ей это позволить, не мешая и не подшучивая над ней. Бывает, что девочка играет в куклы только при самых близких людях, а при других людях стесняется своего интереса к куклам. Родным девочки нужно вести себя так, что девочка не делает ничего предосудительного, но проявлять тактичность и позволить девочке отыграть свою кукольную игру так, как ей удобно.

4-16

Автор: Елена Бачикина

27.11.2020

Комментарии

, чтобы написать комментарий.

Ваш комментарий будет первым.

Похожие статьи

Случайные статьи