Детские просьбы «Купи куклу» или «Купи машинку» действуют на родителей, как правило, очень сильно. Иногда они нервничают оттого, что не могут это купить, и тогда пытаются уговорить малыша или злятся на него за постоянные просьбы. Иногда покупают всё, что малышу заблагорассудится, боясь негативных эмоций в свой адрес. Где же корень зла и путь ко спасению?
Мамы и папы, а уж тем более бабушки и дедушки, несоизмеримо опытнее своих малышей. Кто-то считает, что ребёнку не место в магазине, кто-то хочет сызмальства научить малыша делать покупки. «Включив» всю опытность и проницательность, вы можете спрогнозировать ситуацию и постараться избежать конфликта. Итак, первое, что вы можете сделать, это просто свести к минимуму ситуации, когда ваш ребёнок может впасть в «покупательскую истерику».
Ситуации, которых стоит избегать
Расстроенный ребёнок, выведенный из равновесия, не может себя остановить, потому что действительно испытывает слабость к обилию интересных, красивых и вкусных новых вещей. Получается, что, стараясь воспитывать в ребёнке взрослое качество совестливости и силы воли, родители порой вынуждают его чувствовать себя бессовестным и слабовольным.
Пристыженный ребёнок действительно начинает меньше просить. Вот только ребёнку это совсем не помогает: стыд не успокаивает желание, а только заставляет скрывать его и стесняться.
Фразы, которых стоит избегать
Часто причиной столь решительных капризов маленького наполеона становится нестойкость родителей, их непоследовательное поведение в конфликтный момент.
Подход, которого стоит избегать
Пережив в очередной раз скандал с ребёнком по поводу какой-то покупки, порой мамы и папы говорят себе: всё, в последний раз мы пошли у него на поводу, впредь мы не позволим никаких бессмысленных покупок!
Услышав очередное «Купи!», родители строго говорят: «Нет!» и держатся своего решения... минут пять, пока крики капризничающего малыша не сломят их твёрдости. Родительские нервы не выдерживают, и мама с папой со строгим выражением лица в «последний раз» опять покупают орущему ребёнку очередную куклу (машинку, мячик, т. д. и т. п.).
Многие дети очень хорошо знают о нерешительности и стыдливости своих родителей. Они интуитивно чувствуют, что для мамы или папы мнение окружающих значит очень много, и играют на этом качестве родителей.
Когда мы видим, что взрослые люди пользуются слабостями других людей для собственной выгоды, мы говорим – они манипулируют окружающими. Дети ещё не знают, что такое «манипулировать», но интуитивно они именно это и делают, и у них это хорошо получается!
Легче всего поддаются на манипуляции детей в общественных местах взрослые, для которых очень важно мнение окружающих, то есть те мамы и папы, которым может быть стыдно перед другими людьми.
Однако для вас важнее должны быть не личные чувства, а воспитание вашего ребёнка. В данном случае важно научить добиваться своей цели не манипуляциями, а переговорами и убеждением. Так же важно, чтобы они умели принимать возражения и отказ.
Покупая всё, что хочется в любой момент жизни, вы лишаете ребёнка умения мечтать и радоваться.
Услышав требование «Купи!» от своего ребёнка, взрослому надо постараться принять для себя решение: «Хочу я это покупать сегодня и сейчас или нет». Если решено, что покупка возможна, – стоит покупать сразу, без споров и условий, если же покупка не состоится – нужно твёрдо сообщить об этом ребёнку.
Впрочем, опыт показывает, что дети в ответ на твёрдое обдуманное «нет» устраивают истерики только первые несколько раз, пока они ещё не уверены в том, что папа и мама не собираются менять своих решений. Потом дети быстро привыкают к однозначности родительского поведения.
Однако проблема состоит иногда именно в том, что дети, эмоционально и настойчиво выражая свои интересы, просто не дают родителям времени подумать и принять своё решение.
Фразы, которые помогут «отвоевать» время на размышление?
Прислушаемся к западным психологам
Ощущение себя «состоятельным» закладывается ещё в раннем детстве. Вырастая, кто-то считает себя богатым человеком с временными финансовыми затруднениями. А другой, при тех же доходах, чувствует себя нищим и ничего не может себе позволить. У первого всегда находятся средства на жизнь, а второй вечно борется с «нищетой». Так что главный акцент при обсуждении очередной покупки с ребёнком лучше делать не на нехватку денег, а на целесообразность этой покупки.
Дети не всегда говорят: «Купи!», потому что им во что бы то ни стало необходима конкретная игрушка. Именно поэтому ребёнок может продолжать просить что-то ещё, или небрежно обращаться с «такой желанной» вещью, или вовсе начать топать ногами и кричать, что он вовсе и не это хотел.
Всё дело в том, что маленькому ребёнку очень трудно оценить себя. Он внимательно вглядывается в лица самых важных для него взрослых и прислушиваясь к их словам о нём.
Когда «Купи!» как «SOS!»
Когда мама отказывает в покупке ребёнку с достаточно хорошей самооценкой и достаточно прочными и близкими отношениями с родителями, он думает: «Подумаешь, сегодня не получилось, завтра что-нибудь купят!». Когда мама отказывает в покупке ребёнку, который не уверен в том, что мама и папа им довольны, который не верит, что он молодец всегда или почти всегда, ребёнок думает: «Не покупает, потому что сердита на меня, наверно, я что-то сделал не так, что-то нехорошее...».
Иногда ребёнок даже просит купить не что-то определённое, а что-нибудь. Несмотря на то, что у каждого ребёнка бывают моменты, когда он просит купить «что-нибудь», слишком частое повторение именно такой просьбы должно насторожить.
Это может означать, что:
Кстати, серьёзное, без насмешек и упрёков, рассмотрение просьбы может иногда оказаться для ребёнка важнее, чем приобретение конкретной вещи.
1-10
21.06.2021
Комментарии
Войдите, чтобы написать комментарий.
Ваш комментарий будет первым.